26 апреля
2024 года
поделиться
Выпуск: 529, Рамадан

Праздничная молитва по мазхабу имама Абу Ханифы

Праздничные молитвы Уразы-байрама и Курбан-байрама необходимы (ваджиб) для тех, кому обязательна (фарз) пятничная молитва, причем с теми же условиями, за исключением проповеди, являющейся для них сунной. В отличие от проповеди пятничной молитвы, проповедь праздничной молитвы – сунна, и она исполняется после самой молитвы. Соответственно, если она будет пропущена или совершена до молитвы, это навлечёт серьёзную вину, но праздничная молитва всё равно будет действительной, и её не повторяют.

В День разговения (1-го Шавваля) рекомендуется (мустахаб) съесть нечётное количество фиников или чего-нибудь иного (сладкого); как говорится в хадисе, Пророк e в день Фитра ел финики – в нечётном количестве.

Совершить купание, нанести благовония, использовать зубную палочку (сивак), надеть лучшую одежду, отдать милостыню разговения (фитр-садака) – эта милостыня на самом деле является необходимой (ваджиб). Сунной же является её раздача до ухода к месту моления, как и в случае со всеми иными действиями, перечисленными выше, в частности приёмом пищи, что основывается на возможностях человека, перед тем как направиться в место моления. Человеку следует пойти пешком, тихо произнося такбиры до начала праздничной молитвы, а возвращаться (домой) ему следует другой дорогой, в отличие от такбиров Дня жертвоприношения, которые произносятся громко на пути к месту моления. 

В любом случае является неугодным исполнение добровольных молитв в мечети (месте совершения праздничной молитвы), равно как и их исполнение дома перед праздничной молитвой. То есть совершение добровольных молитв в месте моления как до, так и после праздничного намаза, а также исполнение их заранее дома является несколько неугодным. Совершение же их дома после этого не считается неугодным, а является рекомендуемым.

Время молитвы начинается с момента, когда солнце взошло на одну длину (или две длины) копья (над горизонтом, то есть после времени, когда исполнение молитв неугодно), и длится до зенита (заваля). Если имеется уважительная причина, её можно отложить до следующего дня. Кроме того, её можно отложить до зенита (заваля) следующего дня (но не позже этого), если имеется уважительная причина, например сильный дождь или недостаточная видимость полумесяца. Если молитва отложена без уважительной причины, она недействительна. 

Совершают эту молитву следующим образом:

Принимается намерение на исполнение праздничной молитвы. Последователь принимает дополнительное намерение на то, чтобы быть им. Далее (после открывающей тахримы) имам и молящиеся произносят открывающую мольбу (сана), после чего все они произносят три дополнительных такбира, поднимая руки для каждого из них. Каждый такбир необходим (ваджиб), а поднимание рук для каждого такбира как для открывающей тахримы является сунной. При такбире поясного поклона руки не поднимают. 
Затем имам тихо проговаривает «Аузу» и «басмала» и потом читает «Фатиху» и суру (громко). Предпочтительно, чтобы этой сурой была «Саббихысми раббикяль-аля…». Далее он совершает поясной поклон (и завершает ракаат, как обычно).

Встав на второй ракаат, он начинает с «басмалы» (тихо), далее следуют «Фатиха» и (предпочтительно) сура «Гашия» (обе читаются громко). Затем в этом втором ракаате он исполняет три дополнительных такбира (все они – ваджиб), поднимая руки для каждого из них.
После молитвы имам проводит две проповеди, в которых обучает (собравшихся) правилам милостыни разговения. 

Правила (Дня) жертвоприношения (10-го Зуль-хиджи) аналогичны правилам (Дня) разговения, но (со следующими исключениями): еду откладывают (то есть рекомендуется отложить приём пищи до завершения молитвы) до завершения молитвы; такбиры по дороге (к молитве, а также месту моления) произносят громко; в проповеди обучают правилам жертвоприношения (рекомендуется (мустахаб), хотя и не является необходимым (ваджиб), даже для совершающего жертвоприношение, не стричь ногти и волосы в первые десять дней Зуль-хиджи), а также такбирам трёх дней после Праздника жертвоприношения (ташрик-такбирам). Ташрик-такбирам следует также обучить на проповеди пятничной молитвы до праздника, поскольку необходимо (ваджиб) произносить их, начиная с фаджра Дня Арафата (дня, предшествующего празднику), как разъяснено выше. 

 Эту праздничную молитву можно откладывать вплоть до трёх дней, если имеется уважительная причина. Она действительна до зенита (заваля) 12-го Зуль-хиджи даже без уважительной причины, хотя в таком случае задержка будет считаться неправильным поступком. При наличии уважительной причины вины за это не будет. 

Согласно имаму (Абу Ханифе), ташрик-такбиры необходимы (ваджиб) от фаджра (дня) Арафата до асра Нахра (то есть дня праздника) после (то есть от фаджра 9-го числа до асра 10-го, дня праздника, всего в течение восьми молитв. Для исполнения требования их следует произносить сразу после каждой молитвы без перерыва на не связанные с ней действия, например, уход из мечети или разговор, даже если это происходит случайно или по забывчивости) каждой обязательной (фарз) молитвы, исполненной в коллективе без неугодности как для имама, так и для его последователей в каждом коллективе.

Двое учеников, Абу Юсуф и Мухаммад, считали, что эти такбиры необходимы (ваджиб) даже для молящегося в одиночку, путника и жителя деревни (то есть для каждого, кто должен совершать предписанные ежедневные молитвы), и что их следует произносить до асра пятого дня после Дня Арафата. Таково мнение, согласно которому поступают. Их следует произносить от фаджра 9-го до асра 13-го числа, всего в течение 23 молитв. Их нужно произносить один раз сразу после каждой обязательной (фарз) молитвы, включая пятничную и, если такова обычная практика местных мусульман, праздничную молитву, но не после витра, сунна– и добровольных молитв. Их должен произносить каждый: как мужчина, так и женщина, как молящийся в коллективе, так и молящийся в одиночку. Женщинам, впрочем, следует произносить их тихо.

Если имам забудет произнести их, последователю всё равно нужно это сделать. Опоздавший на коллективную молитву произносит их после восполнения пропущенных им ракаатов.
 Нет вреда в том, чтобы произносить такбиры после (самой) праздничной молитвы. Они (ташрик-такбиры) заключаются в том, чтобы сказать: 


«Аллахﷻ Велик. Аллах ﷻ Велик. Нет Бога, кроме Аллаха ﷻ. Аллах ﷻ Велик. Аллах ﷻ Велик. И вся хвала Аллаху ﷻ!» 


Рекомендуется добавить:


Аллах ﷻ воистину Велик, обильная хвала Аллаху ﷻ Слава Аллаху ﷻ и хвала утром и вечером. Нет Бога, кроме Него одного. Он исполнил Своё обещание и дал победу Своему рабу, усилил Своих воинов, и Он один разбил конфедератов. Нет Бога, кроме Него. И мы поклоняемся лишь Ему, практикуя религию лишь ради Него, даже если это ненавистно неверующим. О Аллах I! Благослови нашего господина Мухаммада e, семью нашего господина Мухаммада e, сподвижников нашего господина Мухаммада e, жён нашего господина Мухаммада e и обильно ниспошли всем им мир! 


Подражание стоянию паломников Дня Арафата не является богослужением. Соответственно, не следует делать этого, ведь это не из сунны, а является нововведением, а потому совершенно неугодно (макрух-тахриман). 
 (Ибн Абидин. «Радд мухтар», 2:165; «Мараки Саадат», стр. 99)

Полосу подготовил 

Мухаммад фарук Азимов