20 апреля
2024 года
поделиться

Говорят, что во время беременности женщине нельзя стричься. Так ли это?

1. У меня есть должник, который не может отдать мне долг. Могу ли я простить ему этот долг с намерением выплатить закят? (Астраханская область) 2. Можно ли учительнице Корана читать его не прикасаясь в состоянии отсутствия большого ритуального купания? И можно ли ученицам учить Коран в этом состоянии? 3. Слышала, что в пищевой добавке Е476 содержится свиной компонент. В одной из статей на сайте Islam.ru прочитала, что есть руководство «Пищевые добавки. Справочник мусульманина» (И. Н. Сокольский, А. М. Хабибулин), где распределены на категории «халяль» и «харам» все пищевые добавки, в том числе Е476. Скажите, можно ли с полной уверенностью следовать информации из этой книги? 4. Говорят, что во время беременности женщине нельзя стричься. Так ли это? 5. На одном из исламских сайтов прочитал такой хадис, пишу дословно: «Пророк ﷺ сказал: “Клянусь Тем, в Чьей руке находится моя жизнь, если бы вы не совершали грехи, Аллах ﷻ уничтожил бы вас, и Он заменил бы (вас) на таких людей, кто будет совершать грехи и будет искать прощения у Аллаха ﷻ, и Он будет прощать им”» («Сахих» Муслима). Я не могу согласиться с достоверностью этого хадиса, потому что в Коране написано: «Аллах ﷻ – абсолютная справедливость», и этот хадис противоречит содержанию Корана. Пожалуйста, дайте разъяснение моим сомнениям. Да простит меня Аллах ﷻ. 6. Я считаю себя лицемером – даю слово Аллаху ﷻ, что не буду смотреть порнографию, но не проходит – двух-трёх недель, и я нарушаю клятву, данную Аллаху ﷻ. И когда Он не отвечает на мою молитву, я перестаю верить в Него, но сразу же прошу прощения. Мои родители хотят, чтобы я женился, но у меня нет невесты, и я очень стеснительный. Когда мне понравится какая-нибудь девушка, боюсь познакомиться с ней, говорю себе: нет, она откажет. Мне очень тяжело, но я терплю, не совершаю прелюбодеяния (зина), потому что боюсь Аллаха ﷻ. 7. Какие обязанности есть у мусульман перед усопшим? 8. Какое дуа читал Пророк ﷺ перед сном?

1. У меня есть должник, который не может отдать мне долг. Могу ли я простить ему этот долг с намерением выплатить закят? (Астраханская область)

Условием выплаты закята является «тамлик» – отдача во владение средств, выделенных для закята, тем кто входит в  категорию получателей заката. Например: если человек купит продукты на деньги закята и накормит бедняка, не передавая эти продукты в его владение (то есть не сделает его владельцем этих продуктов), то это не будет закятом, потому что бедняк не стал хозяином этих продуктов.

 

В данном случае, по поводу прощения долга, если выплачивающий закят лишь освободит должника от обязательства выплатить долг с намерением выплаты ему закята, это также не будет выплатой закята, так как условием этого столпа Ислама является передача во владение выплачиваемого закята.

 

Иначе говоря, если человек простил должнику его долг с намерением выполнить этим закят, такой закят не будет действительным. Он обязан сначала выплатить закят бедному мусульманину, а после того как тот примет этот закят, сказать ему о возврате долга. (Фикх уль-Муяссар, Фикх уль-ислямию ва адиллятуху)
 

 

2. Можно ли учительнице Корана читать его не прикасаясь в состоянии отсутствия большого ритуального купания? И можно ли ученицам учить Коран в этом состоянии? 

Что касается ханафитского мазхаба, женщине, находящейся в состоянии отсутствия большого ритуального купания (менструального цикла (хайз) или послеродовых очищений (нифас)), чтение Корана запрещено. В сборнике хадисов имама ат-Тирмизи приводится следующий хадис: «Женщины в состоянии отсутствия полного ритуального омовения не имеют права читать что-либо из Корана».

 

Однако при соблюдении некоторых условий им можно читать что-то из Корана. Например, если женщина в состоянии хайза скажет: «Альхамдулилляхи Роббиль ‘алямин» – с намерением восхвалять Аллаха ﷻ, то это ей будет дозволено, так как она прочитала это не имея намерения на чтение Корана (кыраат).

 

Или же если читаются другие аяты, содержащие смысл мольбы к Аллаху ﷻ, с намерением на мольбу (дуа), а не на чтение Корана, то это также будет дозволено. Что касается учительницы Корана, в книге «Фатава Хиндия» сказано: «Если у женщины, обучающей Корану, наступит состояние хайза, то ей следует обучать детей читая отдельно по одному слову.

 

И для неё не будет порицания в чтении Корана раздельно, по буквам». Причина дозволенности обучать таким образом в том, что произношение отдельного слова не считается чтением Корана. Исходя из вышесказанного, женщине в состоянии хайза или нифаса не дозволено обучение и чтение Корана обычным образом. Однако ей дозволяется читать и обучать, соблюдая условия, которые мы указали.

 

А для этого ей необходимо знать арабский язык, чтобы знать и понимать значение отдельных слов. Необходимо также учитывать, чтобы в таком состоянии обучение проводилось не на территории мечети, так как женщинам в подобном состоянии не дозволено заходить в мечеть. («Фатава Хиндия», Хашияту Ибн Абидин)
 

 

3. Слышала, что в пищевой добавке Е476 содержится свиной компонент. В одной из статей на сайте Islam.ru прочитала, что есть руководство «Пищевые добавки. Справочник мусульманина» (И. Н. Сокольский, А. М. Хабибулин), где распределены на категории «халяль» и «харам» все пищевые добавки, в том числе Е476. Скажите, можно ли с полной уверенностью следовать информации из этой книги?

Есть добавки, сделанные из вредных компонентов, а есть и безвредные. Но в любом случае каждый из компонентов и искусственных добавок строго регламентированы законом. Их нельзя использовать при производстве продуктов питания, если они не прошли проверку и не внесены в контролируемый государством перечень, гарантирующий их безопасность и эффективность.

 

В принципе, можно руководствоваться этой книгой, так как её составители проделали большую исследовательскую работу. Но давать 100%-ю уверенность мы тоже не можем, так как нам неизвестно, проверяли ли учёные-богословы правильность их распределения на харам/халяль или нет. Если явно видно, что какая-то пища является сомнительной, то лучше отказаться от неё, но нам дозволено её употреблять. Однако если в составе чётко указано содержание недозволенных в пищу ингредиентов, то, естественно, она будет запретной.
 

 

4. Говорят, что во время беременности женщине нельзя стричься. Так ли это?

Женщине не запрещено стричь волосы или ногти во время беременности. 

 

5. На одном из исламских сайтов прочитал такой хадис, пишу дословно: «Пророк сказал: “Клянусь Тем, в Чьей руке находится моя жизнь, если бы вы не совершали грехи, Аллах уничтожил бы вас, и Он заменил бы (вас) на таких людей, кто будет совершать грехи и будет искать прощения у Аллаха , и Он будет прощать им”» («Сахих» Муслима). Я не могу согласиться с достоверностью этого хадиса, потому что в Коране написано: «Аллах – абсолютная справедливость», и этот хадис противоречит содержанию Корана. Пожалуйста, дайте разъяснение моим сомнениям. Да простит меня Аллах .

Нельзя руководствоваться дословным переводом, будь это хадис или аят, потому что смысл в таком переводе в большинстве случаев всегда бывает искажён. И в данном случае из-за неправильного перевода у вас сложилось неправильное понимание.

 

Правильный перевод и смысл данного хадиса: «Клянусь Тем, в Чьей власти находится моя жизнь. Если бы вы не грешили (в вашей жизни и в ваш век по причине вашей праведности), то Аллах ﷻ заменил бы вас (то есть, как обычно, люди прожили бы свою жизнь и умерли, а не то, что Аллах ﷻ, из-за того что они не грешат, уничтожил бы их всех) на тех, кто грешат (то есть в будущем, после вашей смерти, появятся потомки, которые будут совершать грехи), которые будут каяться, и Всевышний прощал бы им грехи».

 

Как же прекрасен смысл этого хадиса и как справедлив Аллах ﷻ! В хадисе не имеется в виду, что надо грешить; суть его в том, что если грешники будут просить прощения, то Аллах ﷻ простит их; что Аллах – Прощающий и принимает покаяние. Вам же необходимо покаяться в своих сомнениях, и советуем не углубляться в дословные переводы, а брать знания у компетентного богослова..

 

6. Я считаю себя лицемером – даю слово Аллаху , что не буду смотреть порнографию, но не проходит – двух-трёх недель, и я нарушаю клятву, данную Аллаху . И когда Он не отвечает на мою молитву, я перестаю верить в Него, но сразу же прошу прощения. Мои родители хотят, чтобы я женился, но у меня нет невесты, и я очень стеснительный. Когда мне понравится какая-нибудь девушка, боюсь познакомиться с ней, говорю себе: нет, она откажет. Мне очень тяжело, но я терплю, не совершаю прелюбодеяния (зина), потому что боюсь Аллаха .

Отетить на молитву или нет и каким образом – это дело Всевышнего. Он может вообще не ответить по причине наших грехов, а грехов мы совершаем достаточно. Если вы дали клятву и нарушили, то надо дать выкуп – накормить десять нищих продуктами средней стоимости, из того, чем вы кормите семью.

 

Если же не в состоянии этого сделать, то необходимо соблюсти трёхдневный пост. Перестать верить и какое-то время сомневаться – значит впасть в неверие, а если сразу мысли прогнали, то в неверие не впадаете: покайтесь искренне и больше не допускайте подобных мыслей. Постарайтесь избавиться от тех вещей, которые толкают вас смотреть порнографию. Как можно скорее женитесь.

 

Чтобы жениться, не стоит заводить отношения и знакомиться с девушками. Лучше всего разрешить подобрать вам невесту родителям, они плохую не выберут. Когда они определятся, пойдите вместе с родителями и посмотрите на неё. Если нравится – женитесь, нет – пусть ищут другую. В этом вы найдёте утешение и решение сложившейся проблемы. 

 

7. Какие обязанности есть у мусульман перед усопшим?

Обязательными похоронными обрядами являются:

1. Провести ритуальное полное омовение тела умершего (гусль). От Ибн Умара передаётся, что Пророк ﷺсказал: «Омывать усопших должны уверовавшие» (Ибну Маджах).

2. Завернуть в саван. От Абу Катадата передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Когда один из ваших братьев покидает этот мир, заверните его в лучший саван» (ат-Тирмизи).

3. Совершить намаз за усопшего (саляту-джаназа).

4. Похоронить усопшего, уложив его на правый бок и повернув в сторону киблы (Мекки, Каабы). В хадисе говорится: «Посещайте больных и провожайте усопших (для похорон)» (Ахмад, аль-Байхаки).
 

 

8. Какое дуа читал Пророк перед сном?

Перед сном Пророк ﷺ читал суры «Аль-Ихляс», «АльФаляк», «Ан-Нас». Затем Пророк ﷺ слегка дул и поплёвывал на руки, после чего проводил ими по телу, начиная с лица и головы. Это Сунна Пророка ﷺ и защита от порчи, колдовства и вреда джиннов. Полезно также читать перед сном аят «Аль-Курси» (255 аят суры «аль-Бакара»).