25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Отношение к птицам в Исламе

По воле и милости Всевышнего планета Земля заселена разными существами самых причудливых форм и видов. Но из всего этого многообразия лишь некоторые из них живут вместе с людьми в городской среде. Например, птицы.

Как и к кошкам, к птицам в разные периоды истории отношение было диаметрально противоположным: им либо поклонялись, либо преследовали. Рассмотрим несколько аспектов отношения к птицам в Исламе.

 

Религия

В исламской цивилизации всегда приветствовалось уважительное отношение к созданиям Всевышнего. К примеру, омейядский халиф Умар ибн Абдулазиз (682–720), который правил всего через 75 лет после Пророка Мухаммада ﷺ, говорил: «Разложите пшеницу на вершинах гор, чтобы не говорили, что птицы остались голодными на земле мусульман...

 

Просто в качестве напоминания о том, что необходимо с уважением относиться ко всему окружающему. Даже самое маленькое из дел может быть нашей спасительной благодатью!» Возможно, именно поэтому в Турции издавна существует традиция с первым снегом разбрасывать пшеничные зёрна на вершине горы, чтобы птицы не погибали от голода.  

 

В одном из хадисов, переданном от Абу Хурайры رضي الله عنه говорится, что сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха ﷺ! Есть ли награда для нас в заботе о животных?» Он ответил: «Да, есть награда за милосердие, проявленное к  любому живому существу». Пророк Мухаммад ﷺ учил людей щадить все Божьи творения. Всем известна история, как по милости Всевышнего свивший гнездо голубь спас жизнь Пророку ﷺ и Абубакру رضي الله عنه, когда они скрывались в пещере от преследовавших их мекканцев.

 

Интересно, что в Коране упоминается о перелётных стаях, когда группа птиц летит синхронно (смысл): «Разве они [неверующие] не видели птиц над собой, которые (в полёте) простирают (крылья) и складывают. Никто их не удерживает (в воздухе), кроме Милостивого. Поистине, Он всякую вещь видит» (сура «АльМульк», аят 19).

 

Особый статус птиц проявляется в том, что они присутствовали рядом с пророками – Ибрахимом, Даудом, Сулейманом и Исой u. Чтобы успокоить его сердце, пророку Ибрахиму u было ниспослано божественное чудо посредством птиц. Из истории пророка Дауда u мусульмане узнали о том, что птицы часто восхваляют 
Всевышнего.

 

Пророк Сулейман u обладал способностью разговаривать с птицами и назначил удода своим доверенным. А пророку Исе u было велено продемонстрировать всемогущество Господа, вдыхая жизнь в глиняных птиц. Животные любили Пророка ﷺ. Во время путешествия, когда он ненадолго оставил своего спутника, тот обнаружил гнездо птицы хуммара и забрал оттуда двух птенцов.

 

Вернувшийся Пророк ﷺ, увидев, как птица-мать кружит над землёй, спросил: «Кто ранил чувства этой птицы, забрав её детёнышей? Верните их ей». И спутник Пророка ﷺ вернул птенцов на тот же куст». Пророк ﷺ также считал, что: «Ловить птиц и сажать их в клетки без особой нужды является отвратительным». То есть, если у вас есть птицы, живущие в клетках, лучше освободить их.

 

Невероятная история с другой птицей – вороном – упоминается в Коране, когда приводится рассказ о Кабиле и Хабиле (Каин и Авель): «И послал Аллах ﷻ ворона, который раскапывал землю, чтобы показать ему [убийце], как скрыть [похоронить] тело его брата. Он [Кабиль] сказал: «О горе мне! Неужели я не смогу быть подобным этому ворону и скрыть тело моего брата». И затем стал он из числа сожалеющих (о своём деянии)» (сура «Аль-Маида», аят 31).

 

Почтальоны

Птицы, обладающие способностью преододевать в полёте значительные расстояния, часто использовались в качестве курьеров для отправки и получения важных сообщений из разных мест, городов и стран. В некоторых случаях птицы даже использовались для доставки «посылок».

 

Аль-Нувейри, мусульманский летописец, рассказывает историю оригинальной услуги «доставка еды» с помощью голубей. Она связана с фатимидским халифом Х века, когда «… было выпущено 600 голубей, и каждый летел с одной вишней в шёлковом мешке, привязанном к лапке. Халифу в тот день подали большую пиалу, на которой было 600 свежих вишен из Ливана, доставленных этой специальной воздушной почтой». 

 

Авиация

Пример того, как полёт птиц служил вдохновением, можно увидеть в работах Ибн Фирнаса. Задолго до братьев Райт, в XIX веке, Ибн Фирнас экспериментировал с авиацией, изучая полёт птиц. Хорошо известно, что в 852 году он прыгнул с вершины минарета Большой мечети в Кордове.

 

На создание летательного аппарата его вдохновила анатомия птиц. Тем не менее, хотя это приспособление не потогло ему взлететь, однако оно замедлило его падение, так что он обошёлся минимальными травмами. Некоторые предполагают, что его изобретение напоминало простейший парашют.

 

Изобразительное искусство

 

В арабской каллиграфии в изобилии используется образ птицы. Имеется множество примеров каллиграфически написанных слов, чьи символы сплетены в виде разных птиц. Но, что интересно, птицы не только вносят вклад в каллиграфию своими очертаниями, но также мастеркаллиграф учит своих учеников исследовать птицу и её движения, а затем применять их при написании определённых арабских букв. Различные буквы могут использоваться для изображения головы, крыльев, спины или хвоста птицы.

 

Архитектура

Одним из важных аспектов культуры является архитектура. Птицы фигурировали в архитектурных объектах, возникших в мусульманской цивилизации. А домики для птиц на фасадах зданий были обычным явлением в мусульманском мире и до сих пор их можно увидеть в разных частях света. Птицы были настолько почитаемыми, что их места обитания стали формой османского архитектурного искусства.  

 

Некоторые просто называют их скворечниками. «С их ярко выраженными карнизами, изогнутыми эркерами и, как представляется, остатками парадных лестниц, [они] заслуживают того, чтобы называться замками птиц…», а османы справедливо называли их дворцами или павильонами, подчёркивая принадлежность этой архитектурной формы к их культуре.


АБДУЛЛА МУСЛИМОВ