11 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Голубь в исламской культуре – символ мира, изобилия и искушения Фото

Тысячи белых крыльев трепещут вокруг паломников, кормящих этих благородных птиц во дворе святилища Мазари-Шарифа на севере Афганистана. Многие в регионе посещают эти места, считая, что здесь могила Али ибн Абу Талиба رضي الله عنه (601–661), двоюродного брата и зятя Пророка Мухаммада ﷺ.

Забота о голубях в мечетях и святынях в мусульманском мире вдохновляет на благочестивый акт кормления голубей, которые всегда присутствуют даже в мечети «Масджид аль-Харам» в Мекке. Египетский учёный-историк Камаль аль-Дин аль-Дамири (1344–1405) также упоминает, что Аллах  ﷻ поручил паре голубей построить своё гнездо над входом в пещеру Савр, где Пророк Мухаммад ﷺ и Абу Бакр رضي الله عنه скрывались от преследователей.

 

Многие разновидности голубей, так или иначе связанных с человеком, произошли от одного дикого вида – сизого голубя (Columba livia), родиной которого является Ближний и Средний Восток. Кажется, что с того времени, когда человек начал выращивать пшеницу и другие злаковые культуры, дикие голуби постепенно привыкли к пище, выращиваемой на полях и предоставляемой человеком из собранного им урожая. По своей природе эти птицы отличаются привязанностью к одной местности, они находили безопасные места для гнездования ещё в ранних поселениях человека.

 

Люди также обнаружили, что эти птицы являются удобным источником мяса и что их помёт полезно использовать как удобрение для садов и огородов. Благодаря такому симбиотическому взаимодействию между человеком и птицами произошёл процесс одомашнивания диких голубей. Эти птицы – нежные, безвредные и мирные существа. Голуби воспринимаются как символ любви из-за своей преданности друг другу: они создают семьи на всю жизнь и воспитывают своё потомство вместе. Издают мелодичное раскатистое курлыканье. Питаются аккуратно и выборочно.

 

В них есть спокойная решимость – попытаться изгнать голубя бесполезно. Таким образом, голубь стал универсальным символом мира – эталоном стремления человека к гармонии и надежде, когда он сталкивается с агрессией, угрозой и отчаянием. В традиционной исламской культуре данная птица рассматривается и как курьер добрых вестей и проводник – исходя из того, что Ной عليه السلام во время всемирного потопа отправил голубя разузнать, нет ли поблизости земли, а тот вернулся с оливковой ветвью в клюве.

 

Забота о голубях в Исламе служит для нас примером того, как мы должны относиться ко всем существам на Земле. Народ средневекового Египта научился использовать большой потенциал голубя как птицы: он служил и источником пищи, и посланником в голубиной почте; большую пользу приносил и в сельском хозяйстве – создавал уникальную среду симбиотической и устойчивой экосистемы, которая служила как человеку, так и птице.

 

Голуби имеют отличные навигационные способности, могут летать на большие расстояния. Используя эти качества, почтовая служба с использованием голубей была создана в период Аббасидов. Она была разработана для ещё большей эффективности их преемниками – Мамлюками в Египте. Сообщение могло быть доставлено голубем из Каира в Дамаск (620 км) за один день, из Багдада в Куфу (150 км) – за несколько часов и из Александрии в Каир (175 км) – за полдня.

 

С древних времён жители Египта строили специальные башни, в которых голуби могли жить. Эти строения предоставляют для птиц чистые гнездовые ниши, безопасные от хищников и хорошо проветриваемые. Их конструкции позволяют эффективно собирать помёт. В них птицы могли жить на воле, свободно, где бы ни пожелали – не нужно было держать их в клетках или ловить, бегая за ними. Они быстро размножаются, и птенцы их быстро созревают – прежде чем они покинут гнездо.

 

Средневековый Каир был городом очень большим, и голуби служили недорогим источником протеина как для городского населения, так и для сельских общин. До сих пор голубь – часто жареный и фаршированный ароматным рисом – остаётся одним из самых популярных мясных продуктов Египта. Национальный спрос продолжает оставаться огромным, и для его удовлетворения в некоторых местах башни для голубей строятся в крупных комплексах, и здесь заготавливают мясо голубей в промышленном масштабе.

 

После Египта самым крупным регионом выращивания голубей в мусульманском мире была Персия. Голубиные башни здесь строились по всей стране, но особенно многочисленны были они вокруг Исфахана, столицы Сафавидов XVI–XVII веков. Следует отметить, что, хотя традиция выращивания и употребления голубей в пищу распространена и в других мусульманских странах, персы их вообще не ели.

 

Их выращивали не с целью употребления в пищу, а ради помёта, используемого в качестве удобрения, а также в дублении кожи, производстве калия, используемого в качестве ингредиента пороха, для соления и вяления мясных продуктов. Две самые ранние голубиные башни, сохранившиеся в Иране, встречаются в бывших имперских садах Исфахана. Они были построены в царствование шаха Аббаса (1587–1629). Персидские голубиные башни значительно отличались по форме и структуре.

 

Некоторые из них были очень большими и вмещали до 14 тысяч птиц. Как и в Египте, они построены почти полностью из глинистого кирпича и гипса, а их сложные склепы и купола красноречиво свидетельствуют о техническом мастерстве строителей. Несмотря на большую пользу голубей для человека и преимущества в их разведении, в исламском мире отношение к ним было неоднозначным. Иметь голубей с целью их использования в качестве курьера для отправки сообщений; для употребления их в пищу, использования в практических целях или же для спокойного наслаждения, не нарушающего покой других, – это разрешено в Исламе.

 

Но уже во времена Пророка ﷺ одержимость голубями, используемыми для шоу и различных соревнований, была широко распространена. Эти страсти считаются пустой тратой времени и интеллекта, которые нам дал Аллах  ﷻ для применения в полезных занятиях. Особенно неприемлемыми в Исламе были соревнования голубей, в которых каждый владелец отправлял опытную птицу-самку как лидера для стаи самцов, чтобы они переманивали самцов из стаи соперника и возвращались вместе с ними. Такие соревнования были предметом большой азартной игры.

 

Полёты голубей с крыш домов, откуда можно было увидеть и соседские дворы, позволяли владельцам вторгаться в частную жизнь своих соседей. Сегодня Египет является единственной страной, где продолжают разводить большое количество голубей. Другие традиционные «функции» птиц давно устарели из-за широкого применения химических удобрений вместо птичьего помёта, из-за использования альтернативных методов производства химических веществ, например нитрата калия, и дубления кожи.

 

Широкая доступность дешёвого куриного мяса и яиц также привела к тому, что голубей больше не выращивают в качестве основного продукта. Большинства старых голубятен и голубиных башен больше не существует. 
Однако ещё встречаются места, такие как регион Исфахана в Иране или центральный регион в Турции, где некоторые из этих прекрасных строений ещё сохранились перед лицом стихийных разрушений и пренебрежительного отношения со стороны человека.

 

Многие из них являются хорошими примерами впечатляющей народной архитектуры и требуют неотложных мер для сохранения в качестве памятников наследия человечества. Если не будут приняты необходимые меры для их поддержания, они просто распадутся и станут частью почвы. Однако при соответствующей поддержке они, безусловно, послужат историческим свидетельством достижений людей в исламском мире, образцом принятия разумных решений для потребностей человека, рационально и гармонично использующего ресурсы природы.

 

Из-за своей роли в истории Ноя (Нуха عليه السلام) голубь стал объединяющим международным символом мира. 
Голубятня. Кабутанамэ (книга «Голуби») Саида Мухаммада Мусави Валиха (1770/71). Британская библиотека, Лондон, ИО-Ислам, 4811

 ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ
ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ