Гирокастра – наиболее сохранившийся в Европе город времён Османской империи

Исламские культурные туристические направления В исламском мире существует несколько небольших общин, сумевших сохранить традиционные городские пейзажи и мусульманское культурное наследие. Места их обитания представляют особый интерес для мусульманских путешественников и тех, кто хотел бы познакомиться с исламской культурой, насладиться безопасным и комфортным отдыхом по лучшим международным стандартам. Все эти общины были объявлены ЮНЕСКО объектами Всемирного наследия. Первым из этого ряда мы рассмотрим город Гирокастру, Албания.

статья опубликована в номере: 23 (540) / от 01 декабря 2017 (Раби уль-авваль 1439 г.)
266

Гирокастра (Gjirokastra) расположена на юге Албании, недалеко от границы с Грецией и побережья Адриатического моря. Этот наиболее сохранившийся в Европе город, где большая часть населения – мусульмане, и был признан в 2005 году ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия, имеющим огромное глобальное значение, – «редкий пример хорошо сохранившегося города Османского периода».

 

  В Республике Албания проживает около 3 млн человек, причём мусульманское большинство оценивается в 60–82 % (в основном сунниты). Этот регион стал христианским ещё до начала XV века, когда он оказался частью владений Османской империи. В то время как большая часть Балкан довольно быстро приняла Ислам, на юге Албании, населённом в основном православными греками, процесс исламизации протекал медленно. Он набрал темпы в XIX веке, но Гирокастра не стала подавляюще мусульманской вплоть до 1875 года.

 

  В XIX столетии, когда балканские греки и сербы боролись за независимость от турок, мусульманское население Албании всё больше беспокоилось о том, чтобы не потерять свою идентичность в процессе интеграции, что стало главным мотивом в движении к независимости страны, которая была объявлена в 1912 году. Между Первой и Второй мировыми войнами Албания была единственной мусульманской страной в Европе.

 

  Гирокастра построена ниже цитадели, которая доминирует в стратегически важном маршруте вдоль долины реки Дринос. Её современное албанское название Gjirokastra происходит от греческого названия Argyrokastro, что означает «серебряный замок» – подходящее описание для серебристо-серого камня, из которого построены дома города, выложены крыши и покрытия улиц.

 

  Этот район сохранил не только традиционную окружающую среду, но и природную красоту, в значительной степени неповреждённую, а также традиционный сельский образ жизни и экономику – редкость в настоящее время в любой точке Европы. Этот образ жизни был сформирован в течение длительного периода времени Исламом; исторический процесс с особенным османским контекстом, который уважал традиции балканской православной общины, сумевшей продолжить своё духовное и культурное развитие. Этот «город из камня», как его принято называть, насчитывает около 44 тысяч жителей.

 

  Около 500 традиционных двухэтажных и укреплённых домов и других зданий, построенных в основном богатыми оттоманскими землевладельцами и видными должностными лицами, граничат с мощёными улицами с видом на речную равнину внизу. Город был столицей Османского санджака и имел крупный реги
ональный базар, здесь продавалась сельскохозяйственная продукция, домашний скот, кожа и текстиль местного производства.

 

  Турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший Гирокастру в 1670 году, описал жителей как «расу воинов, скорбных, мрачных, целомудренных, добродетельных и храбрых». Большинство зданий датируются XVII в. и имеют каменные нижние этажи для скота и хранения, а верхние этажи – из дерева и гипса, где проживают семьи.

 

  Многие дома построены как защитные укрепления, что говорит о былой напряжённости в отношениях между конкурирующими семьями и кланами. Окна в комнатах на верхних этажах обычно выходят на улицу, так в помещении создаётся ощущение простора, в то же время обеспечивая хороший вид и ощущение уединения – особенность, характерная для архитектуры Османской империи на Балканах и в Анатолии. Гуляя по этому городу, человек погружается в атмосферу Балкан Османского периода. Однако не так давно Гирокастра испытала всю дикость политических и идеологических репрессий.

 

  В 1967 году жёсткий социалистический режим Албании провозгласил идеологическую и культурную революцию по образцу той, что осуществлялась Китайской Народной Республикой. Основной задачей было уничтожение всех религиозных структур в Албании и создание «первой атеистической нации в мире». Мечети стали особой мишенью; двенадцать храмов Гирокастры были разрушены, оставили только те, что примыкали к базару, всё ещё функционирующему.

 

  Как ни парадоксально, но этот идеологический погром привёл к сохранению большей части городского пейзажа Гирокастры. В этом городе родился албанский лидер Энвер Ходжа, он провозгласил его «городоммузеем». Значительные усилия были потрачены на сохранение и восстановление его материальной среды. После смерти Ходжи в 1985 году политика постепенно становилась более толерантной, а в 1990 году был отменён запрет на религиозные обряды.

 

  Албания стала парламентским светским государством. Большинство мечетей и медресе были довольно быстро восстановлены или реконструированы. Мусульманская община Албании стала основной административной организацией большинства мусульманских общин суннитов. Государственная политика и исполнительная власть способствуют всеобщему свободному исповедованию религии без какой-либо цензуры. Мусульманская одежда не запрещена в Албании.

  Продукция и кухня халяль доступны в крупных городских центрах. К началу 2000-х годов политическая и экономическая стабилизация привела к возрождению внимания к сохранению Гирокастры и её развитию как центра культурного туризма. Международные организации, такие как ЮНЕСКО, Фонд Ага Хана и Европейское сообщество, тесно сотрудничают, особенно в поддержке местных организаций, в этих начинаниях. Так как Гирокастра небольшой город, то его достопримечательности легкодоступны; здесь приятно прогуливаться по красивым улицам, с их кафе, ремесленными мастерскими и множеством небольших магазинов, обслуживающих как гостеприимных местных жителей, так и иностранных туристов.

 

  Южноалбанская кухня восхитительна, она сочетает в себе балканские, греческие и турецкие элементы. К услугам гостей качественное жильё в османском стиле. Осмотр достопримечательностей можно начать с посещения Дома Бабамето и Центра культуры и наследия, построенного в 1880-х годах и умело отреставрированного в 2013 году. Он используется в качестве примера возвращения к жизни и современного использования типичного в Гирокастре здания.

 

  Одним из самых великолепных является укреплённый дом Скандули, построенный богатым землевладельцем в 1823 году как для защиты своей семьи, так и для демонстрации собственного богатства. Конечно, посещение цитадели является обязательным. В городе легко ориентироваться, так как имеются отличные информационные ресурсы, предоставляемые Туристическим информационным центром города. В качестве альтернативы можно воспользоваться профессионально организованными турами по объектам культурного наследия, от одного до семи дней, предоставленными Организацией по сохранению и развитию Гирокастры (посетите: www.gjirokastra.org/ expe-tours/).

 

  Превосходные пляжи также находятся всего в часе езды, в Саранде – популярном городе-курорте. Гирокастра вполне привлекательна по европейским меркам. В городе есть множество отелей, расположенных в старинных зданиях (снять номер в них можно, как правило, в диапазоне от 25 до 55 долларов за ночь на человека или даже на двоих). Еда – отличная. Ежедневные рейсы между Москвой и Тираной, столицей Албании, с пересадкой в Стамбуле или Афинах (минимальная продолжительность полёта в один конец – от 5 до 7 часов).

 

  В настоящее время цены на поездку в оба конца составляют около 300 долларов. Можно также летать из Казани, Грозного или Махачкалы в Тирану через Стамбул. Тирана находится в 225 км по дороге из Гирокастры: около 3,5 часов на машине или 5–7 часов на автобусе (билет стоит около 10 долларов). Туристы, желающие посетить Албанию, должны получить визу, если они не из страны, имеющей с ней безвизовый режим. В 2017 году в Албании был отменён визовый режим для летнего сезона (31.05.2017 – 15.11.2017) для российских граждан. Предварительно нужно проконсультироваться в посольстве Албании в Москве для получения актуальной информации.
 


ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ
ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ
 

Также в рубрике

Украшение хаджа: махмаль и кисва

Часть 1. Паломничество как священное путешествие Хотя религиозные обряды хаджа, связанные со священным

Эртугрул – 600 лет правления Османов

Эртугрул – реальная историческая личность, а не легендарный герой, которого обычно описывают в

Зарождение денежных отношений в исламской империи

Люди используют деньги каждый день. Это жизненно важный атрибут нашего повседневного обихода. А вы

Цветы благочестия: женщины, которые исцеляют

В 1465 году турецкий врач Серефеддин Сабункуоглу, на 80-м году жизни, написал книгу Cerrahiyet’ul Haniyye («Королевская