29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Наставник

Доброй памяти Мухаммада Дарбишева посвящается Наверное, каждый из нас задавался вопросом, что он может изменить вокруг себя и какую пользу принести окружающим. На самом деле мы можем многое! Для этого нам нужна твёрдая опора и непоколебимая вера. Как сказал гениальный Архимед: «Дайте мне точку опоры – и я переверну Землю!» Иносказательно опору можно понять как средство для решения самых сложных задач.

Многие ищут эту помощь извне, ждут и теряют время, ничего не начиная. Но такая опора есть внутри каждого из нас. Вера, упорство, упование на Всевышнего – внутренние наши стержни, творящие непосильное. Пример жизни одного человека подтвердит это. Уроженец дагестанского села Артлух Мухаммад Дарбишев показал своими делами, что один человек может многое. Его удивительная жизнь – хороший урок для каждого из нас.

 

  Умеющий читать Священный Коран с детства, соблюдающий мусульманин, Мухаммад только после службы в армии смог приступить к изучению религии. Обучаться в то время можно было, лишь посещая одного за другим учёных-богословов. В Дагестане на протяжении советской эпохи было немало источников знаний, настоящих больших знатоков Ислама. Усердие, хорошая память, уважение к знаниям позволили Мухаммаду в относительно короткий срок достичь серьёзного уровня в религиозных науках. Учиться он не прекращал до самой смерти, освежал в памяти изученные науки, перечитывал книги, познавал новое. 

 

 
  Среди знавших его людей он запомнился как аскетичный, требовательный к себе и другим человек. На пути Аллаха ﷻ Мухаммад-абав (дядя), как его уважительно называли, ничего не боялся; ни угрозы, ни покушения не остановили его. Его жизнь была посвящена служению Всевышнему ﷻ и распространению Его религии. При жизни Мухаммада часть участка, где он жил, была отведена под строительство медресе для девочек. А после его смерти дом был передан по завещанию для проживания в нём работников ближайшей мечети.

 

  Его поступки и слова были примером, а мужество и справедливость заразительными – молодые люди из его окружения старались быть похожими на своего наставника. Досточтимый шейх Саид-афанди сказал о нём: «Несомненно, золото ценится дороже магнита, но тех свойств, что есть у магнита, у золота нет…». Мухаммад Дарбишев умел объединять людей вокруг одной цели, находил общий язык с оппонентами, делал из них сторонников – большой дипломатический талант!

 

  Неудивительно, что в нестабильные годы начала 90-х именно Мухаммаду-хаджи выпала доля возглавить Духовное управление мусульман Дагестана. После провозглашения свободы вероисповедания в нашу страну хлынул поток различных религий, сект, течений, зачастую агрессивных и даже откровенно экстремистских. 

 

  Немногие разбирались тогда в их сути, но в ДУМД первыми в России забили тревогу по поводу проникновения ядовитой секты, направленной на раскол и вражду, в первую очередь, среди российских мусульман. Благо были учёные, хорошо разбиравшиеся в том, что несёт в себе это течение. А имелись они благодаря таким, как Мухаммад Дарбишев.

 

  Сейчас трудно поверить, но Мухаммад-абав сумел организовать ещё тогда обучение традиционным для России исламским наукам. Он был необыкновенным человеком, ему не хватило того, что знаний достиг он сам, в нём проявилось стремление обучать религии Аллаха ﷻ и других людей. В эпоху правления атеистов, когда за инакомыслие сажали в тюрьму или прятали в «психушку», были, оказывается, люди, которые сделали всё возможное для сохранения и изучения религии Аллаха ﷻ. Для этого у них не было ничего, кроме желания распространять Ислам и упования на Всевышнего. Им не понадобилась внешняя опора, они черпали силы во внутреннем убеждении правильности своих поступков, которые совершали с именем Аллаха ﷻ и только ради Его довольства. Как же это происходило?

 

  Организованная Мухаммадом-абавом в советский период, когда официально обучать религиозным наукам не разрешалось, но было необходимо сохранить религию, сеть обучения охватывала несколько десятков мальчиков и юношей, которых обучали арабскому языку, Корану, фикху, хадисам, то есть всем основным исламским наукам. Для этого у знакомых и родственников в домашних условиях, будь то в подвале, на чердаке или просто в комнате, организовывался класс, где маленькими группами (чтобы не привлечь внимания) тайно обучались Исламу.

 

  Группы от четырёх до тридцати человек (столько было в классе самого абава) занимались изучением исламских наук в разных городах Дагестана. Так, в г. Хасавюрте было целых 16 таких мини-медресе. И это было полноценное обучение, не просто наподобие вечерних курсов или внеклассных занятий. Около 150 ребят изучали науки, живя в этих с виду обычных домах. Был даже «класс» в сарае где держали коров: подходящего места не нашлось, да и не вызывало подозрений.

 

  Стоит сказать, что желающих обучаться исламским наукам было очень много, и некоторым приходилось подолгу ждать, чтобы устроить сына на такую учёбу. Отец имама центральной Джума мечети г. Хасавюрт Умарасхаба Умалаева близко знал Абава, но из-за отсутствия мест пришлось ждать почти два года. Так и было – желающих учиться много, а учителей не хватало. Поэтому племянник абава Дарбиш, как старший из учителей, распределял нагрузку так, чтобы преподаватели поднимали до высокого уровня несколько способных учеников, которые потом младших обучали азам.

 

  Цикл обучения проходили по нескольку лет. Должны были и в школе учиться хорошо. А это значит, что у ребят совсем не было времени на игры и развлечения. Для того чтобы дети не отвлекались ни на что другое, кроме учёбы, их кормили, по мере возможности снабжали учебными пособиями. В этом Абаву помогал его брат Насрулла, который не жалел средств для поддержания учебного процесса. Болеющие за религию Аллаха ﷻ, в это трудное время, когда не было никакого намёка на возможность исполнения религиозных обрядов, смело делали своё дело. Время работало на них и на справедливость.

 

  И когда религия перестала быть вне закона, в Дагестане удивительным образом оказалось немало грамотных специалистов по религии: учёных и имамов. Именно благодаря таким людям, как Мухаммад Дарбишев, Ислам в республике не потерял преемственной связи с учителями и учением в целом. Их старание сохранило знания, помогло вырастить целую плеяду учёных, которые теперь уже сами передают знания и обучают других. Если бы не то сподвижничество, были бы у нас знания и представления об Исламе? Смогли бы наши отцы и старшие братья сохранить чистоту религии и потом противостоять псевдоучениям?

 

  Видимо, те, кто пришли с проповедями из жарких стран, думали, что тут чистое поле, нет никаких знаний и можно легко объяснять свою истину. Однако Ислам был и даже развивался, а знания, добытые таким невероятным путём, оказались гранитной скалой на пути волны невежества и фанатизма. Если бы не мутаалимы, обученные в таких стеснённых условиях, кто бы объяснил суть новоявленных проповедников и предостерёг народ от сладкого дурмана, полившегося отовсюду?!

 

  Как тут не вспомнить нашу родную газету «Ас-салам»? Именно в бытность Мухаммада Дарбишева муфтием она увидела свет, и первые номера оказались как вода для жаждущих в пустыне – пятитысячным тиражом она расходилась нарасхват. Одна из самых первых духовно-просветительских газет на постсоветском пространстве, она не только утоляла голод по знаниям о религии Аллаха ﷻ, но и стала ответом на появившиеся «доводы» террористической волны. Как думаете, легко ли начать издавать газету?

 

  Не имея редакции, штата корреспондентов, никакой оргтехники и средств на типографские услуги. Наверное, это невозможно, подумает ктото. Однако вы в руках держите продукт этого «невозможного». Опора и упование на Всевышнего дают плоды, которые превышают смелые ожидания. Под руководством ДУМД было решено издавать газету, направленную на обучение азам Ислама, раскрытие вопросов, которые стали будоражить умы и сеять раздор среди мусульман.

 

  Для этого те самые учителя и их ученики взялись за перо и стали корреспондентами. Очень простое в оформлении четырёхстраничное чёрно-белое издание внешне походило на листовки революционеров, но каждый номер читался от корки до корки. За внешней скромностью скрывались глубокие знания и ориентиры для читателей. Потом эту работу продолжили и усилили, ведь трудно переоценить значимость СМИ в деле призыва.

 

Благодаря пристальному вниманию и заботе Муфтия Ахмада-афанди и работавшей тогда главным редактором Патимат Гамзатовой «Ас-салам» воспрянул и превратился в самый многотиражный полноцветный многостраничный федеральный печатный орган со множеством внештатных корреспондентов по всему миру и устойчивым коллективом редакции. Теперь, издаваемая на девяти языках, наша газета, которую можно встретить и подписаться в любом регионе нашей огромной Родины! Вот они плоды усердия наших наставников. Невозможное стало реальным.

 

  Ограниченность газетной статьи не позволит нам рассказать о том, в какой тяжёлый для Ислама период Мухаммаду Дарбишеву пришлось объединять мусульман, строить мечети и медресе. Скромный и непубличный Абав оставил после себя добрый яркий след, как пример для всех людей. Ждущий благоприятного стечения обстоятельств упускает время и скрытые возможности, заложенные в нём Всевышним. Каждый день мы можем менять и «переворачивать Землю» – опора внутри нас. 

 

  АЗИЗ МИЧИГИШЕВ