20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Пакистанская Швейцария – долина Сват

Продолжение. Начало в предыдущем номере В Свате, помимо отличных пейзажей, есть где побывать и на что посмотреть

 Маргхазар – бывшая летняя резиденция правителей Свата в 16 км от столицы дистрикта Сайду-Шариф. Помимо великолепного дворца, в котором, кстати, останавливалась в своё время королева Англии Елизавета II (она же после пребывания здесь придумала название «Пакистанская Швейцария»), здесь есть суфийский махал. Мрамор, использованный для его постройки, тот же самый, из которого выстроен знаменитый Тадж Махал.

 

 Сейчас дворец превращён в первоклассный отель, вокруг разбит парк, но, отойдя чуть дальше, попадаешь в царство не тронутой цивилизацией дикой природы. Физа Гхад парк – парк в километре от города Мингора. Стоит отметить, что, несмотря на то, что главным городом и столицей долины Сват является Сайду-Шариф, самый большой город долины – расположенная от него в 2,5 км Мингора. Место на самом деле примечательное – гора над рекой Сват. Раньше он носил название Казагат – «гора смерти»: князь казнил здесь государственных преступников. Однако прошли столетия, и история постепенно забылась.

 

 В 1984 году председатель муниципалитета Мингоры восхитился видами на город и реку с этой горы и разбил парк. Во время наводнения 2010 года парк был фактически смыт горными потоками воды. В 2012 году было начато его восстановление, а в 2013 его модернизировали при поддержке японских компаний. Сейчас это любимое место отдыха горожан и гостей Свата. Малам-Джабба – горнолыжный курорт в 42 км от Сайду-Шарифа. Это самый большой горнолыжный курорт в Пакистане. Сюда съезжаются любители горного отдыха не только со всей страны, но и из других стран.

 

 Курорт был построен при активном участии австрийских компаний. Он был оборудован по последнему слову техники: катки, подъёмники, лыжные платформы. Однако десять лет назад, во времена власти талибов, он был разрушен. Но к 2015 году Малам-Джабба был восстановлен, и в нём состоялся фестиваль лыжного спорта. На 2017 год намечена полная модернизация курорта, и он начал принимать иностранных гостей. Наиболее примечателен вид из Малам-Джаббы на гору с вечными ледниками на вершине – Сагаррх-Сар и на девственные сосновые леса на склонах.

 

 Музей Свата. Он расположен на полпути между Мингорой и Сайду-Шарифом и представляет собой семь галерей, посвящённых древнейшей истории Свата, греко-буддийскому искусству, и местный этнографический отдел с образцами вышивки, резьбы по дереву, украшений.

 

 Различные местечковые туристические маршруты:

 Миандам с буддийскими барельефами прямо в горах и террасами;

 Мадьян – с многочисленными базарами, на которых можно купить шали с ручной вышивкой, старинные монеты, деревянные украшения и огромное количество сухофруктов и орехов;

 Бехрин – место пересечения двух рек, здесь смешанное пуштунско-кохистанское население и богатое смешение культур, есть даже мечети в буддийском стиле;

 Калам – в XIX веке он был столицей независимого княжества, сейчас – популярный курортный центр, откуда начинаются несколько автомобильных и пеших маршрутов в глубь Свата и непосредственно горных треков. Непосредственно из Калама можно попасть в долину Габрал, к горным озёрам Маходанд, Пари, Кундол, Башиграм, Спин Кхвар, Дарал. Всё это – чистейшие уголки нетронутых горных пейзажей, рядом с которыми практически отсутствуют человеческие поселения.

 

 В нашу поездку мы практически доехали до Шандура – это горный национальный парк в Пакистане, от которого остаётся всего около 100 км до афганской границы, точнее говоря, не самого Афганистана, а тонкого языка его территории, который разделяет Пакистан и Таджикистан. Местные жители утверждают, что нормальной дороги до этого афганского перешейка нет, но горными тропами вполне возможно добраться не только до Афганистана, но и пересечь его (ширина «языка» менее 100 км, и здесь практически никто не живёт), попав в Таджикистан.

 

 К слову, большинство местных жителей этнически родственны народам горного Таджикистана (малые иранские народы), и проведённые в ХХ веке границы для них почти ничего не значат, они живут по своим традициям уже сотни лет и не собираются от них отказываться. Но Сват – это не только туристический или сельскохозяйственный регион. Здесь идёт разработка глин для фарфора, мрамора, железных руд и изумрудных копей.

 

 Горные склоны покрыты террасными полями, лугами и лесами, множество валунов и просто камней; дорогу, её фактически нет, заменяют наезженные вдоль склона колеи; где-то за 20 км до нашей конечной точки путешествия заканчивается человеческое жильё. Только каменные или деревянные времянки для пастухов стоят вдоль рек – здесь традиционно держат стада горных коз и баранов, выпасая их на летних пастбищах далеко в горах. Пастухи уходят вместе со стадами на всё лето из деревень и возвращаются только осенью в свои дома.

 

 Население очень миролюбивое и не испорченное туристами. Можно купить сувениры, но в большинстве своём это не туристический аттракцион для зарабатывания денег, а те же поделки, которые изготавливаются местными мастерами для себя в зимний сезон, когда работы гораздо меньше. Мечети с загнутыми углами крыш, как китайские пагоды, пчелиные пасеки, подвесные деревянные мосты, которые шатаются от ветра. В чуть более отдалённых районах – дикая природа: леса, луга, каменные реки и осыпи, зайцы, лисы, шакалы, обезьяны, ястребы, скворцы, в чистейших реках и озёрах – форель.

 

 Множество дикорастущих горных лекарственных трав, которые собирают местные жители и высушивают. Причём из собираемых около 200 видов на экспорт в центральную часть Пакистана и за рубеж идёт не более 75, остальные используются на месте в народной медицине. Хотя и народная медицина начала сдавать свои позиции.

 

 После выборов 2013 года, когда в Хайбер-Пухтунве к власти пришла партия «Техрик-е-Инсаф», по всей долине Сват открыты бесплатные государственные больницы и школы. Они очень оригинально смотрятся на фоне каменно-деревянных хибар местного населения. И девочки стайками, в одинаковых чёрных паранджах (по форме – такие же, как афганские, но не голубого, а чёрного цвета) и белой форме под ними, пересекают улицы. Они спокойно учатся в школах, во многих, даже мелких, городках открыты колледжи и для юношей, и для девушек, работают бесплатные транспортные сервисы при них, которые забирают утром и отвозят вечером студентов по их деревням. Сват меняется, и очень быстро. 


ФАТИМА МАНЗУР,  ШЕЙХУПУРА, ПАКИСТАН