25 апреля
2024 года
поделиться

Для того чтобы начать совершать молитву, необходимо:

Выделенные сунны намаза

Среди них следующие:

1) Перед тахримой поднять руки до уровня ушей. Исключение – свободная женщина: она поднимает руки до уровня плеч. Так, что кончики её пальцев – на уровне плеч.

2) Держать пальцы (слегка) разъединёнными (для тахримы). Под «разъединёнными» здесь подразумевается, что они не должны быть ни соединены друг с другом, ни полностью разведены. Сунной для тахримы также является то, чтобы ладони были обращены к кибле, а голова держалась прямо, то есть не была наклонена. Сунной для мужчин является также касание большими пальцами мочек ушей во время поднимания рук для тахримы.

3) Для мужчины: положить правую руку на левую под пупком. Для женщины: сделать это на груди.

4) Произнести открывающую мольбу молитвы (сана). Сразу после открывающей тахримы, если имам не начал читать Коран. 5) Произнести тааввуз (только в первом ракаате) для прочтения Корана. То есть человек, молящийся за имамом, этого не делает, ведь ему запрещается читать Коран. А имам и тот, кто молится в одиночку, произносят и тааввуз, и басмалу, поскольку должны читать в молитве Коран.

6) Произносить басмалу перед «Фатихой» в каждом ракаате (исключение – человек, молящийся за имамом).

7) Сказать «амин» после «Фатихи», а также «Раббана лякяль-хамд» (тахмид после выпрямления из поясного поклона).

8) Сказать тихо (вышеуказанное: сана, тааввуз, басмалу, «амин», тахмид). Так, чтобы сам человек слышал свой голос, а другие – нет. 9) Для имама: произносить такбиры громко.

10) Произносить такбиры при переходе в поясной и земной поклоны, а также при выходе из земного поклона. Произнесение «самиаллаху лиман хамидах» при выпрямлении из поясного поклона тоже является выделенной сунной для имама коллективной молитвы и молящегося в одиночку, но не для того, кто молится за имамом.

11) Трижды произнести тасбих (и в поясном, и в земном поклонах). В поясном поклоне человек трижды произносит: «Субхана раббияль-азым», а в земном поклоне трижды говорит: «Субхана раббияль-аля».

12) Прочитать «Фатиху» в последних двух ракаатах (четырёхракаатной молитвы) и третьем ракаате магриба. В данных ракаатах лучше всего произносить «Фатиху», далее по ценности следует трёхкратное прочтение «субханаллах» вместо неё, и далее – молчание в течение эквивалентного времени (произнесения трёхкратного «субханаллах»), хотя молчания даже в течение момента достаточно. (Впрочем, поскольку «Фатиха» в данных ракаатах является обязательной в других мазхабах, нужно стараться не пропускать её.) После «Фатихи» в этих ракаатах ничего читать не следует. Если же что-нибудь будет прочтено, это будет несколько неугодным (макрухтанзихан).

13) Произнести благословения Пророку ﷺ в последнем сидении.

14) Далее произнести мольбу, используя слова, не похожие на обычную человеческую речь.

15) Повернуть (голову направо и налево) при завершающих саламах.

16) Во время завершающих саламов намереваться приветствовать коллективно молящихся, ангелов-хранителей и имама.
 
 К выделенным суннам молитвы также относятся:

а) во время стояния поставить стопы примерно на расстоянии ширины четырёх разведённых пальцев руки;

б) удлинять первый ракаат фаджр
молитвы, у других же молитв первые два ракаата должны быть примерно одинаковой длительности;

в) во время сидения положить руки на бедра так, чтобы кончики пальцев были параллельны коленям, и пальцы не охватывали их;

г) при произнесении свидетельства веры в ташаххуде указывать правым указательным пальцем, поднимая его на «ля иляха» и опуская на «илляллах»;

д) для имама: заканчивая молитву, произносить второй салам менее громко, чем первый;

е) при завершающих саламах повернуть голову сначала направо; ж) для опоздавшего: перед тем как встать для совершения пропущенных ракаатов, подождать произнесения имамом второго завершающего салама, чтобы понять, не будет ли имам совершать земные поклоны забывчивости, ведь следование за имамом – ваджиб. 

Есть выделенные сунны, касающиеся только мужчин (женщины делают противоположное):

1) Во время поясного поклона мужчины охватывают колени руками, разведя пальцы, держа ноги прямо, не сгибая колени и наклоняясь полностью, чтобы голова была на одном уровне с ягодицами, не поднимания и не опуская при этом головы. Женщины же склоняются лишь настолько, чтобы руки могли дойти до коленей. Они кладут руки на колени, не охватывая их, держа пальцы вместе, чуть сгибая колени, прижав локти к телу.

2) В земном поклоне у мужчин живот находится на некотором расстоянии от бёдер, локти – от боков, а предплечья – от земли, за исключением случая, когда люди находятся плотно друг к другу, ведь ударять мусульманина запрещено. Женщины же держат все части тела вместе, даже живот находится вблизи бёдер.

3) Поза сидения у мужчин – «ифтираш»: сидеть на левой ступне, лежащей на земле, при этом правая ступня упирается в землю, а её пальцы обращены к кибле. Поза сидения женщин – «таваррук»: сидеть так, что ягодицы покоятся непосредственно на земле, а не на ступне, правое бедро находится поверх левого, а левая ступня выходит из-под правой ноги. 

Другие общие различия в молитве мужчин и женщин включают следующее: а) женщина не вытаскивает рук из рукавов при открывающей тахриме; б) для предупреждения имама о пропущенном рукне хлопает по своей руке, а не говорит «субханаллах»; в) женщина не может возглавлять мужчин в коллективной молитве; г) совершенно неугодным (макрух-тахриман) является моление женщин коллективно без мужчин, но если женщины всё же поступят так, возглавляющей молитву следует встать посреди первого ряда, а не впереди него; д) при присоединении к коллективной мужской молитве женщина встаёт позади мужчин; е) женщина не обязана посещать пятничную и праздничные молитвы, но они действительны для неё, если она примет в них участие; ж) женщине не рекомендуется откладывать фаджр-молитву до начала появления света; з) она никогда не читает громко в молитве. 


 («Табинул Хакаик», 1:106; «Хашияту Тахтави»; «Маракиль фалях», 1:256; «Маракиль Саадат», 1:77) 

ПОЛОСУ ПОДГОТОВИЛ МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ