20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Нельзя обижать слабого

О доминировании сильного над слабым много написано в книгах, снято разных фильмов, этой теме посвящено немало научных статей. Особенно проявляется этот фактор в детском и юношеском возрастах.

Уже в садике, в школе дети начинают проявлять агрессию, жестокость, зачастую неоправданную. Например, некоторые школьники обижают, издеваются, а иногда и бьют других учеников. Как говорят подростки, «просто забавы ради». Примечательно, что большинство детей, уже повзрослев, поступают с детьми, которые младше них, точно так же, как когда-то поступали с ними. Обычно это идёт по цепочке. Итогом этих издевательств является то, что дети получают эмоциональный стресс и психологические травмы, что, в свою очередь, может негативно сказаться на физическом состоянии ребёнка. Отпуская в школу своё чадо, маленького братика или сестрёнку, взрослые обычно спрашивают: «Не обижает ли тебя в школе кто-то?», но крайне редко задают вопрос: «Не обижаешь ли в школе ты кого-то?». 

Просмотр жестокого мультика или наблюдение ребёнком конфликтной ситуации в семье, недостаток внимания, комплекс неполноценности, отверженность и многое другое может послужить причиной, из-за которой ребёнок будет проявлять агрессию по отношению к другому.

Дети, как известно, впитывают в себя всё как губка, то есть повторяют то, что видят вокруг. Просмотр жестокого мультика или наблюдение ребёнком конфликтной ситуации в семье, недостаток внимания, комплекс неполноценности, отверженность и многое другое может послужить причиной, из-за которой ребёнок будет проявлять агрессию по отношению к другому. «Если ребёнок участвует в травле – не осуждайте, не морализируйте. Иначе он просто замкнётся в себе и никогда ничего больше не расскажет. Если ваш ребёнок – агрессор, задумайтесь: ничто не берётся ниоткуда. Постарайтесь ответить себе честно: приняты ли в вашей семье ссоры в качестве решения конфликтов? А рукоприкладство?

Обычно поведение ребёнка зеркально отражает манеру общения, принятую в семье», – объясняет психолог Марина Звягинцева. Умение посмотреть на себя со стороны надо воспитывать, причём исподволь. Есть много сказок и мультфильмов, в которых основная тематика – борьба между добром и злом, причём в самых разных ситуациях. Просмотр и чтение подобных мультфильмов и сказок дают ребёнку понимание, что нельзя делать и что можно, – например, нельзя обижать более слабого, а напротив, ему нужно помогать. Есть разные советы для родителей, какие меры нужно предпринимать, если ребёнок попал в группу риска как агрессор. Самое простое – разговор с ребёнком. Интересуйтесь о незначительных вещах: как прошёл день, как дела в школе, и самое главное – не забывайте задавать своему ребёнку вопрос: «Не обижаешь ли ты в школе кого-то?». 

МАККА ВЕГИЕВА