поделиться

Ибн аль-Хайсам – универсальный учёный

Абу Али аль-Хасан ибн аль-Хасан ибн аль-Хайсам аль-Басри (965—1039 гг.) – выдающийся арабский учёный, которого можно назвать универсалом: он внёс значительный вклад в математику, механику, физику и ас

В средневековой Европе его имя стало известно в латинизированном виде – Alhazen (Альхазен).

Ибн аль-Хайсам занимал должность визиря в родном городе Басра благодаря своим выдающимся талантам, однако его настоящей страстью была наука, что в итоге заставило его оставить эту должность. Когда до халифа аль-Хакима дошла информация о проекте Ибн аль-Хайсама по регулированию вод Нила через строительство плотины ниже Асуана, он пригласил учёного в Египет.

На месте Ибн аль-Хайсам обнаружил, что осуществить этот проект с тогдашними техническими возможностями нереально (это произошло почти за тысячу лет до постройки нынешней Асуанской плотины). Узнав об этом, халиф разгневался, поместил учёного под домашний арест и конфисковал его имущество. Чтобы спасти свою жизнь, Ибн аль-Хайсам был вынужден притворяться безумным на протяжении всего периода правления халифа. После его смерти, при новых халифах, он получил свободу и уважение, прожив в Каире до конца своих дней.

Ибн аль-Хайсам написал 92 произведения, из которых 89 касаются математики, астрономии, оптики и механики. В своих исследованиях он сочетал точные эксперименты со строгими математическими обоснованиями, что дало ему возможность заслуженно именоваться «отцом оптики».

В свой трактат «Об измерении параболического тела» Ибн аль-Хайсам включает формулы для сумм квадратов, кубов и четвёртых степеней, а также ряд других формул для сумм, которые позволяют проводить вычисления, аналогичные определённым интегралам.

Фундаментальным трудом учёного является «Книга оптики» (состоящая из семи книг). В области физиологической оптики он описывает строение глаза, опираясь на работы древнегреческого учёного Галена. На основе опыта он опровергает взгляды Платона и Евклида на свет как излучаемые глазом лучи. Вместо этого Ибн аль-Хайсам выдвигает свою теорию, согласно которой «естественный свет и цветные лучи воздействуют на глаз», а «зрительное восприятие формируется благодаря лучам, идущим от видимых объектов и попадающим в глаз». Примечательно, что ещё в VI веке до нашей эры Пифагор высказывал схожие (близкие к современным) идеи о том, что объекты становятся видимыми благодаря испускаемым ими частицам.

Аль-Хайсам предполагал, что каждой точке объекта соответствует определённая воспринимающая точка в глазу, и дал правильное объяснение бинокулярному зрению. Он также предположил, что скорость света конечна.

Среди экспериментов, проведённых им, выделяются опыты с камерой-обскурой, исследования преломления света и эксперименты с различными зеркалами, развивающими учение Диокла.

В XII веке его труды были переведены на латинский язык под названием «Сокровище оптики» (лат. Opticae thesaurus) и оказали значительное влияние на развитие оптики в Европе. Первое крупное европейское сочинение по оптике – «Перспектива» Витело – в значительной степени основано на работах Ибн аль-Хайсама.

Помимо прочего, учёный составил несколько трактатов о зажигательных стёклах, а также работы «О свете Луны», «О гало и радуге», «О свойствах теней». Кроме того, он написал ряд исследований по астрономии и геодезии.

В честь него был назван кратер на Луне. Портрет Ибн аль-Хайсама украшает 10000-ю купюру в Ираке.