поделиться

Третий сын Али رضي الله عنه

«Я не знаю человека, который перенял от Али ибну Абу Талиба رضي الله عنه и передал от него больше, чем Мухаммад ибн аль-Ханафийя». (Ибн аль-Джунайд)

Как-то раз Мухаммад ибн аль-Ханафийя رضي الله عنه и его брат аль-Хасан ибн Али رضي الله عنه перестали разговаривать друг с другом, и Мухаммад ибн аль-Ханафийя отправил послание к брату:

«Поистине, Аллаh ﷻ превознёс тебя надо мной. Твоя мать – Фатима رضي الله عنه, дочь Мухаммада ибн АбдАллаhа رضي الله عنه, а моя мать – женщина из Бану Ханифа. Твой дед со стороны матери – Посланник Аллаhа ﷺ и лучший из Его творений, а мой дед со стороны матери – Джа’фар ибн Кайс رضي الله عنه. Когда получишь это моё письмо, то приди ко мне и помирись со мной, дабы ты превосходил меня во всём». 

Как только аль-Хасан رضي الله عنه получил это письмо, он поспешил к дому брата и помирился с ним. 

Кто же этот благовоспитанный, проницательный и благоразумный человек – Мухаммад ибн аль-Ханафийя رضي الله عنه? 

Эта история началась в конце жизни Посланника Аллаhа ﷺ. Однажды Али رضي الله عنه сидел с Пророком ﷺ и спросил его:
 – О Посланник Аллаhа ﷺ, если у меня родится сын уже после твоей кончины, могу ли я назвать его твоим именем и дать ему твою кунью (прозвище)? 

Пророк ﷺ ответил: 
– Да.

Прошли дни. Посланник Аллаhа ﷺ покинул этот бренный мир. Через несколько месяцев к нему присоединилась его любимая дочь Фатима رضي الله عنه, мать аль-Хасана رضي الله عنه и аль-Хусейна رضي الله عنه. И Али породнился с Бану Ханифа. Он женился на Хавле бинт Джа’фар ибн Кайс аль-Ханафийя, и она родила ему сына. Он назвал его Мухаммадом رضي الله عنه и дал ему кунью Посланника Аллаhа ﷺ – Абу аль-Касим, – поскольку тот разрешил ему. Однако люди продолжали называть его Мухаммад ибн аль-Ханафийя, дабы отличать его от его братьев аль-Хасана и аль-Хусейна, сыновей Фатимы رضي الله عنه, дочери Посланника Аллаhа ﷺ. Под этим именем он и остался в истории.

Мухаммад ибн аль-Ханафийя رضي الله عنه родился в конце правления Абу Бакра ас-Сиддика رضي الله عنه. Его вырастил и воспитал отец – Али ибн Абу Талиб رضي الله عنه. Он же обучал его. И Мухаммад ибн аль-Ханафийя رضي الله عنه перенял от него его поклонение и равнодушие к мирским благам, унаследовал от него его силу и смелость, научился у него красноречию. На полях сражений он показал себя бесстрашным воином. А на собраниях он был прекрасным оратором. А когда на землю опускался ночной мрак и другие люди засыпали, он усердно поклонялся Господу. Отец привлёк его к участию в своих войнах, которые ему довелось вести, и возложил на него при этом ещё более тяжкое бремя, чем на двух его братьев аль-Хасана رضي الله عنه и аль-Хусейна رضي الله عنه. Однако Мухаммад ибн аль-Ханафийя رضي الله عنه ни разу не проявил слабости или нерешительности. Однажды ему сказали: 

– Почему твой отец посылает тебя туда, где опасно, и возлагает на тебя непосильное, но не поступает так с твоими братьями аль-Хасаном رضي الله عنه и аль-Хусейном رضي الله عنه 

Он ответил: 
– Это потому, что для отца два моих брата – словно глаза, а я – словно руки. И он защищает глаза руками.

В битве при Сиффине, которая произошла между войсками Али ибн Абу Талиба رضي الله عنه и войсками Муавии ибн Абу Суфьяна رضي الله عنه, Мухаммад ибн аль-Ханафийя رضي الله عنه нёс знамя своего отца. Пока воины разили друг друга в этом сражении, произошла следующая история. Её рассказывает сам Мухаммад ибн аль-Ханафийя: «Во время битвы при Сиффине, когда мы встретились с войском Муавии رضي الله عنه, мы сражались так, что мне начало казаться, что никто из нас и никто из них не останется в живых. Я понял, что положение очень серьёзное. И вдруг я услышал, как позади меня кто-то кричит: «О мусульмане! Ради Аллаhа ﷻ! Ради Аллаhа ﷻ! О мусульмане! На кого вы оставляете женщин и детей?! Кто останется оберегать религию и честь?! Кто встанет на защиту против византийцев и дейлемитов (персидского войска)?! Ради Аллаhа ﷻ!» И я дал себе зарок никогда не поднимать меч против мусульманина после этого дня». 

Потом Али رضي الله عنه принял мученическую смерть от грешной и несправедливой руки. Власть перешла к Муавии ибн Абу Суфьяну رضي الله عنه, и Мухаммад ибн аль-Ханафийя رضي الله عنه присягнул ему, поклявшись в покорности в приятном и неприятном, стремясь объединить мусульман и предотвратить раскол. Он хотел, чтобы они восстановили своё единство, и желал силы и величия Исламу и мусульманам. Муавия رضي الله عنه почувствовал искренность и чистоту этой присяги. Он почувствовал доверие и расположение к Мухаммаду, поэтому стал приглашать его к себе. И Мухаммад ибн аль-Ханафийя رضي الله عنه действительно несколько раз приезжал к нему в Дамаск по разным причинам. 

Правитель византийцев написал Муавии رضي الله عنه: «Поистине, у нас принято, чтобы правители вели переписку друг с другом, рассказывая друг другу об интересных событиях, которые произошли в их владениях. При этом они стараются превзойти друг друга диковинками, которые есть в их владениях. Разрешишь ли ты мне вести с тобой такую переписку?» Муавия رضي الله عنه ответил утвердительно, дав ему своё разрешение. После этого византийский правитель послал к нему двух удивительных мужчин. Один был гигантского роста и невероятно мощного телосложения. А второй был очень крепким и обладал силой дикого зверя. Вместе с ними правитель послал Муавии رضي الله عنه письмо, в котором спрашивал: «Есть ли в твоих владениях люди, которые могут сравниться с этими двумя ростом и силой?» 

Муавия رضي الله عنه сказал Амру ибн аль-Асу رضي الله عنه: 
– Если говорить о высокорослом, то я уже нашёл того, кто подобен ему и даже превосходит его. Это Кайс ибн Саад ибн Убада رضي الله عنه. А вот насчёт сильного я хотел бы услышать твоё мнение. 

Амр сказал: 
– Есть два человека, которые могут подойти. Но оба они живут далеко от тебя. Это Мухаммад ибн аль-Ханафийя رضي الله عنه и АбдАллаh ибн аз-Зубайр رضي الله عنه. 

Муавия رضي الله عنه возразил: 
– Мухаммад ибн аль-Ханафийя رضي الله عنه не так уж далеко от меня. 

Амр رضي الله عنه сказал: 
– Но ты думаешь, что он, несмотря на своё высокое положение и достойное место, согласится меряться силами с этим византийцем на глазах у людей? 

Муавия رضي الله عنهсказал: 

– Он сделает это и сделает больше этого, если сочтёт, что это укрепит и возвеличит Ислам. 
Муавия رضي الله عنه вызвал к себе обоих – Кайса ибн Саада رضي الله عنه и Мухаммада ибн аль-Ханафийю رضي الله عنه. Когда все собрались, Кайс ибн Саад رضي الله عنه поднялся и бросил свои шаровары высокорослому византийцу, чтобы он надел их. И когда тот натянул эти штаны, они оказались ему выше груди, так что людей рассмешил его вид. 

А Мухаммад ибн аль-Ханафийя رضي الله عنه сказал толмачу: 

– Скажи византийцу: если он желает, пусть сядет, а я останусь стоять, и потом он даст мне руку. И либо мне удастся заставить его встать, либо ему удастся усадить меня. А если он желает, то я сяду, а он останется стоять. 
Византиец предпочёл сидеть. Мухаммад аль-Ханафийя رضي الله عنه взял его за руку и заставил его встать, тогда как византийцу не удалось усадить его. Византиец разгневался и предложил поменяться местами. На этот раз он стоял, а Мухаммад رضي الله عنه сидел, и он взял того за руку и потянул его так, что чуть не вырвал ему руку, и заставил его сесть на землю. После этого византийцы удалились, побеждённые и униженные. 

(Продолжение следует.)
 

Адиль Ибрагимов