16 августа
2022 года
поделиться

Ханафитский мазхаб

Если люди опоздали на джума-намаз, можно ли читать джамаатом обеденный?   Порицается тем, кто не пришёл на джума-намаз по уважительной причине (например, больной или путник), и тем, кто находится в заключении, совершать обеденный намаз джамаатом в этот день. (То есть это порицается до того, как совершили джума-намаз, и после.) А что касается тех, у кого не было уважительной причины, то тем более порицается так делать. («Маракиль-Фалях», «Хашия Тахтави»)

Какой размер дырки на кожаных носках (хуффы) не допускается для протирания (масху)? 

 Не допускается делать масху (протирание) на хуффы, на которых есть отверстие в размере трёх мизинцев по длине и ширине. Если же отверстие меньше этого размера, то это не препятствует. А также если отверстие будет в виде пореза, в который входят три пальца, однако при ходьбе стопа не просматривается из-за плотности кожаных носков.

 Я работаю на рынке, занимаюсь торговлей. Мне дают товар в долг. После того как я его продам, возвращаю долг и так же снова беру товар. Я обязан выплачивать закят?

 Если после возвращения долга оставшаяся сумма достигает нисаба (стоимость 85 г золота или 595 г серебра), то вы обязаны выплатить закят.

 Можно ли не надевать платок, если муж разрешает?

Только в том случае, когда рядом нет посторонних мужчин. Выходя же на улицу, женщина должна закрыться так, как этого требует Всемогущий наш Создатель Аллах. Ходить закрытой является жизненной позицией мусульманки. Сегодня на наших улицах можно увидеть очень много девушек, одетых в эту красивую одежду. И это прекрасно, так одеваться требует Шариат. Вскоре все мусульманки осознают, иншаАллах, необходимость выполнять эту обязанность, и все будут одеваться так, как того желает наш Создатель. Но, сестра, разве вы не хотите войти в число тех, кто первыми откликнулись на это веление Аллаха ﷻ?

 А ведь потом может оказаться, что вы оделись уже не ради довольства Всевышнего, не следуя Его велению, а просто чтобы не отличаться от других. Это же, согласитесь, совсем разные вещи. Да, в современных реалиях, когда девушка выросла в кругу людей, далёких от Ислама, сложно принять исламский стиль одежды. Но главное – сильно захотеть и сделать один шаг в сторону довольства Аллаха ﷻ, а ведь Он знает про ваше желание, поэтому поможет. А сделали ли вы этот шаг? Если нет, то спросите себя, чего вы ждёте. Сестра, ведь жизнь коротка, она ничто по сравнению с теми благами, которые ожидают тех, кто повиновался Всевышнему.

 Да поможет вам Аллах ﷻ. Что же касается мужей, то в хадисе Пророка ﷺ сказано: «Каждый из вас пастух, и каждый из вас будет отвечать за свою паству». Поэтому знайте, что вы в ответе перед Всевышним Аллахом ﷻ не только за себя, но и за свою жену. И с вас будет спрошено, почему вы разрешали вашим жёнам следовать не по пути Ислама. 
 
 Меня один знакомый немусульманин попросил повести его в мечеть. По его словам, он очень интересуется Исламом, читает книги. Можно ли повести его туда?

 Для того чтобы ответить на данный вопрос, давайте вспомним факты из жизни Пророка ﷺ. Так, желая обучить Исламу людей из племени Сакиф, Пророк ﷺ встретил их в своей мечети. От учёного Заркаши известно, что имамы Навави и Рафии утверждали (опираясь на доводы), что кяфиру разрешается заходить в мечеть – с разрешения мусульман, кроме запретных мечетей, при условии: 1) если при заключении договорённости «зиммият» (договорённость с мусульманами, что неверный при определённых условиях будет жить под их защитой, что никто не сможет ему нанести вред или обидеть) ему не было запрещено заходить в мечеть; 2) чтобы мусульманин, разрешающий войти в мечеть, был совершеннолетним; 3) чтобы немусульманин входил для того, чтобы послушать чтение Корана или исламский урок, и есть надежда, что он примет Ислам. Или если он входит для того, чтобы сделать какие-либо ремонтные работы («Фикху сирати набавиияти», стр. 464, издательство «Даруль фикри альмуасири»).

 Сестра развелась с мужем, когда она была беременна. Развод он дал по телефону. Три года не появлялся, жил с другой женщиной, а теперь хочет вернуть её. Может ли он сделать это по Шариату?

Надо учитывать, сколько раз он произнёс слова развода. Если один или два и не прошёл срок очищения (идда), то может вернуть, сказав: «Я тебя возвращаю». Если произнёс слова развода три раза, то возвращать нельзя. Если же она вышла замуж за другого мужчину и потом развелась, то она вновь может выйти замуж за первого мужа.

 Перед могилой моего деда выросло дерево. Не знаю, находится ли его корень на территории могилы. Может быть, его надо срубить?

 Дерево, выросшее возле могилы, не нужно срубать. По Сунне, оно воздаёт хвалу Аллаху ﷻ. Но если оно мешает мусульманам, то по необходимости можно и срубить. 

 Мой муж – мусульманин, читает пятничный намаз, регулярно соблюдает пост. Но при этом постоянно меня избивает, я беременная уже на девятом месяце. Постоянно хожу в синяках и ссадинах. Могу ли я уйти от него и не будет ли это грехом?


 Как делится имущество семьи после развода супругов, если у них есть дети? Какие права на имущество имеет жена? По светским законам всё делится пополам, а как по Шариату?

Согласно Шариату после развода совместно нажитое имущество делится в зависимости от уровня заработка каждого супруга. Иначе говоря, каждый из них забирает ту часть имущества, которую заработал сам и не подарил другому. К примеру, если зарабатывает только муж, то после развода жена забирает то, что ей принадлежало до брака, и то, что ей подарил супруг. И наоборот. А если зарабатывали оба – то в зависимости от уровня заработка и личных расходов каждого.
 

 Мой друг болен эпилепсией, у него периодически случаются приступы, 1–2 раза в месяц. Разрешается ли ему пропускать пятничный намаз и совершать его дома?

 Для пятничного намаза есть определённые условия, и одно из них – он должен совершаться коллективно. Соответственно, пятничная молитва, совершённая дома, недействительна, и вашему другу нужно посещать мечеть. Желательно, чтобы его кто-нибудь сопровождал. 

 Расскажите, пожалуйста, о намазе ад-духа. 

 Намаз ад-духа относится к желательным намазам (мандуб). Время его совершения начинается по прошествии 30–40 минут после восхода солнца и заканчивается до начала зенита. Будет более предпочтительно совершать намаз ад-духа по прошествии одной четвёртой дня (день с точки зрения фикха начинается от начала рассвета до полного захода солнца). Например, утренний намаз начинается в 5:00, а вечерний – в 19:00, значит, одна четвёртая дня наступает в 8:30.

 Минимальное количество ракаатов – два, а максимальное – двенадцать. Хотя два ракаата являются достаточными, всё же полноценным считается совершение четырёх и более. При совершении намаза ад-духа «салам» даётся либо после каждых двух ракаатов, либо после каждых четырёх (Ибн Абидин. «Раддуль Мухтар»). Абу Зарр передал, что Пророк ﷺ сказал: «Каждый из вас должен отплатить за свои кости и суставы. Каждый тасбих (субханАллах), каждый тахмид (альхамдулиллях), каждый тахлиль (ля иляха илляллах), каждый такбир (Аллаху Акбар) является милостыней. Побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого является милостыней. А молитва ад-духа заменяет всё это» (Муслим). 

 Читала, что если женщина при входе в дом сделает намерение на итикаф, то пока она дома, ей будет записываться поклонение. Есть ли такое в ханафитском мазхабе? И на какое минимальное время можно делать намерение на итикаф?

 Для женщины итикафом считается её пребывание в мечети её дома. Это место, которое она определила для намаза. Если она сядет там и сделает намерение на итикаф, то ей будет записываться поклонение. Если же она его не определила, то итикаф не засчитывается. Минимальное время для суннат-итикафа – мгновение. («Маракиль-Фалях»)

Действительно ли, что человек, пропустивший намаз, становится кяфиром (неверным)? 

Есть две категории людей, не совершающих намаз: отрицающие его обязательность и не выполняющие его, к примеру, из-за лени. Вероотступник тот, кто считает, что делать его необязательно. Что касается вторых – они считаются мусульманами, совершающими большой грех. В хадисе, переданном имамом Маликом в «Муватта», говорится, что Пророк ﷺ сказал: «Всевышний Аллах ﷻ возложил на Своих рабов совершение пятикратного намаза. Тому, кто совершит его как полагается, Аллах ﷻ обещает Рай. А тому, кто не совершит его, Всевышний ничего не обещает, если захочет – накажет, если захочет – введёт в Рай». Данный хадис ясно показывает, что не совершающий намаз не становится кяфиром. А если бы становился им, то его будущность не уточнялась бы в вышеупомянутом хадисе: «…если захочет – введёт в Рай». Известно, что кяфир в Рай не войдёт. 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ