04 декабря
2022 года
поделиться

Действия, аннулирующие молитву

Аннулирует молитву следующее:

1) Произнесение слов (посторонней речи, а не слов молитвы), пусть даже и по забывчивости. Наименьшее количество речи, аннулирующее молитву, составляет два или один звук, имеющие смысл (в отличие от звука, не имеющего такового), за исключением тех, что прозвучали непроизвольно, например, в случае, когда человеком овладевает кашель, чихание, отрыжка или зевота. Однако кашель и т. п. без уважительной причины, если приводит к произнесению звука, который означает букву, аннулирует молитву.

2) Чрезмерное движение. Чрезмерное движение определяется как то, из-за чего человек, наблюдающий за кем-то издалека и изначально не знающий, что тот молится, будет уверен, что он не совершает молитвы. Если же уверенности нет, то движение не будет считаться чрезмерным. Такой критерий – наиболее веское мнение в данном вопросе.

3) Принятие пищи, даже небольшого количества. Если что-то съесть во время молитвы, в любом количестве, то молитва аннулируется. Если же во рту осталась пища, молитва аннулируется от проглатывания её количества, эквивалентного размеру турецкого гороха; меньшее же количество прощается. Такой же критерий действует в отношении нарушения поста.

4) Питьё.

5) Прочищение горла (так, что произносятся звуки) без уважительной причины. Если есть уважительная причина, например чтению мешает слизь, или если горло прочищается, чтобы дать понять другому о нахождении в молитве, в таком случае она не аннулируется.

6) Громко плакать (так, что произносятся звуки, обозначающие буквы) или стонать от боли, если только человек не болен, в связи с чем не может контролировать стон или шум от боли или беды, в отличие от случая с поминанием Рая или Ада (что прощается).

7) Говорить кому-нибудь «салам» с намерением поприветствовать его.

8) Пожать кому-нибудь руку.

9) Ответить на чьи-то слова фразой «ля иляха илляллах» и т. п. То есть говорить чтонибудь в ответ кому-то, даже если это фразы из Корана или зикр.

10) Отвернуться от (направления) киблы по собственной воле, без уважительной причины. В этом случае молитва немедленно аннулируется. Однако если человека толкнули так, что он всё же отвернулся, ему нужно снова обратиться к кибле в течение времени, которое занимает трёхкратное «субханАллах» в размеренном темпе. Если он этого не сделает, молитва аннулируется. Более чем на 45 градусов в любую из сторон.

 11) Мольба (дуа) своими словами. Мольба, которой нет в Коране и Сунне, о том, что можно попросить у человека. Если же она имеется в Коране или Сунне, или если невозможно это попросить у человека, то она не аннулируется.

12) Продление хамзы в такбире.

13) Если аурат (как минимум четверть части тела) раскроется на время, которое занимает рукн молитвы. Имеется в виду время, в течение которого можно спокойно произнести три тасбиха (три «субханАллах»). Если четверть части тела или более того раскроется во время молитвы на меньшее время, это прощается. Если раскроется менее четверти части тела на какое бы то ни было время, это тоже прощается. Если четверть части тела или более того раскрыто в начале молитвы, то начало молитвы – а значит, и вся молитва – считается недействительным. Если молящийся раскроет какую-то часть тела во время молитвы (в отличие от случая, когда она раскрывается сама), молитва становится недействительной, независимо от того, сколь мало было раскрыто и сколь короткое время это происходило.  В отношении молитвы применяется следующая классификация частей тела. Колено вместе с бедром – одна часть тела, так же как и лодыжка женщины вместе с её голенью. Её запястье считается частью её предплечья, а её локоть – частью плеча (верхней части руки). Каждое ухо считается отдельной частью тела. Каждая грудь, если низко свисает, – отдельная часть тела; если же они – крепкие и прямые, то вместе считаются частью всей груди. Мужской половой орган – отдельная часть тела, яички – тоже отдельная часть тела. Место между пупком и лобковой областью – горизонтально вокруг всей талии – считается одной частью тела. Каждая ягодица – отдельная часть тела, анус – тоже отдельная часть тела. Если на время трёх тасбихов раскрывается сразу несколько частей тела, молитва становится недействительной; если суммарно раскрытая область больше или равна четверти наименьшей раскрытой части тела. В ином случае молитва действительна.

14) Ношение неизвиняемого количества нечистот.

15) Опережение следующим за имамом на рукн (или полный пропуск рукна), который тот не исполняет далее вместе со следующим за ним или не повторяет (далее). То есть если следующий за имамом совершает рукн раньше него, а затем переходит в другую позицию до того, как имам совершит тот рукн (то есть ни на один момент они не находятся вместе в той позиции), и следующий за имамом в течение всей оставшейся молитвы не повторяет тот рукн, то его молитва недействительна. Если же имам исполнит его, в то время как следующий за ним всё еще находится в той позиции, или если он повторит его впоследствии, то его молитва  действительна. Если следующий за имамом полностью пропустит рукн, то для действительности молитвы ему нужно исполнить его позднее в течение молитвы.

 16) Пропустить рукн и потом не восполнить его до окончания молитвы. Всё приведённое при совершении до сидения аннулирует молитву в последнем сидении на протяжении времени, которое занимает прочтение «Ташаххуда».

 («Мараки-Фалях», 1:120; Хаскафи. «Дурр мухтар»; Ибн Абидин. «Радд мухтар», 1:613;  Зейляи. «Табьин хакаик», 1:154; Тахтави. Хашия. «Мараки-Фалях», 1:320; «Мараки Саадат», 1:79)

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ