Сегодня: 27 октября 2024 года
поделиться

Жертвоприношение

Принесение в жертву животного представляет собой один из самых важных обрядов в Исламе.

Хотя жертвоприношение встречается и в иных религиозных верованиях, отличие его в Исламе состоит в том, что оно совершается с именем Аллаhа ﷻ – Господа миров – и исключительно ради Него. 

Жертвоприношение – это выражение благодарности Господу за все многочисленные блага, которыми Он одарил нас.

Всевышний установил обряд жертвоприношения в качестве предписания религии, чтобы испытать нас с вами. Об этом в Коране говорится (смысл комментария): «Ни мясо, ни кровь жертвенных животных не доходят до Аллаhа ﷻ. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (сура «Аль-Хадж», аят 37-й). Смысл данного аята в том, что Всевышний не нуждается ни в мясе, ни в крови жертвенного животного, до Него доходит лишь состояние наших сердец, любовь к Нему и желание получить Его довольство.

В достоверном хадисе, переданном имамом аль-Бухари, сообщается, что Пророк ﷺ принёс в жертву двух рогатых баранов.

Жертвоприношение является очень желательным деянием (суннат аль-муаккада), которое становится обязательным при намерении на обет (назр). Время для жертвоприношения наступает сразу после восхода солнца праздничного дня, когда пройдёт столько времени, сколько необходимо для совершения праздничного намаза и чтения двух праздничных проповедей (хутбы), и продолжается до захода солнца последнего дня ташрика (13-е число месяца Зуль-Хиджа). 

В качестве жертвенного животного подходит исключительно домашний скот: верблюды, быки и коровы, буйволы, овцы, бараны и козы. При этом закалывание мелкого скота (барана, козы) осуществляется за одного человека, а крупного скота (верблюда, коровы, буйвола) – за семь человек. 

Необходимо учесть минимальный возраст животного: для верблюдов он составляет пять лет, для быков, коров, буйволов и коз – два года, для овец, баранов – один год. 

У животного не должно быть следующих недостатков:
– отсутствие зрения, даже на одном глазу;
– невозможность самостоятельного передвижения, хромота;
– отсутствие хотя бы одного уха или его части;
– наличие ярко выраженного заболевания;
– излишняя худоба;
– сломанный рог (если при этом повреждено мясо);
– отсутствие хвоста или языка.

Допускается, если животное кастрировано.

Обязательным условием является то, чтобы хотя бы часть мяса в сыром виде была роздана бедным и нищим из числа верующих. Предпочтительно раздать всё мясо жертвенного животного, оставив для себя небольшой кусок для благодати (бараката). Если же жертвоприношение было сделано в качестве обета, то необходимо раздать всё мясо, ничего не оставляя для себя и своей семьи. 

Нельзя продавать шкуру жертвенного животного или отдавать её в качестве платы тому, кто разделывал тушу. 

Предпочтительно, чтобы человек сам совершил закалывание. Если он не способен сделать это искусно, то лучше поручить другому верующему, который может заколоть животное с соблюдением всех условий, а самому достаточно присутствовать на месте забоя.

Тому, кто закалывает животное, желательно произнести следующую молитву (смысл): «О Аллаh ﷻ, это от Тебя и ради Тебя я исполняю жертвоприношение, так прими же это от меня (или называется имя того, за кого исполняется жертвоприношение), подобно тому, как Ты принял его у нашего господина Мухаммада ﷺ – Твоего Пророка ﷻ – и Ибрахима (Авраама) عليه السلام – Твоего друга».

Абдулла ибну Аббас رضي الله عنه передаёт, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Самое ценное деяние перед Всевышним в праздничный день (Курбан-байрам) – это расходование рабом имущества для приобретения жертвенного животного» (ат-Табарани, аль-Байхаки).

В другом хадисе сказано: «Лучшим из жертвенных животных является самое дорогое по цене и самое тучное» (Ахмад, аль-Хаким).
Да не лишит нас Всевышний Господь милости быть одним из тех, кто удостоится этой великой награды! Амин.
 

Адиль Ибрагимов