Саляма ибну Динар – имам Медины
В 97-м году хиджры (мусульманского летоисчисления) правитель мусульман Сулейман ибн Абд аль-Малик отправился в паломничество на святую землю, вняв призыву отца пророков Ибрахима (Авраама) عليه السلام. Его верблюды покинули Дамаск, столицу Омейядов, и отправились в Пресветлую Медину. Ему очень хотелось совершить молитву в пречистом месте, называемом ар-Равза, между могилой Посланника Аллаhа ﷺ и его минбаром, и после поприветствовать Мухаммада –
Посланника Господа ﷺ. В этой поездке халифа сопровождало множество чтецов Корана, знатоков хадисов, факихов, учёных, предводителей и командующих войск.
Добравшись до Пресветлой Медины, халиф устроился там, и люди, в том числе знатные и влиятельные, стали приходить к нему, чтобы поприветствовать его. Но Салямы ибн Динара, судьи Медины, её имама, чья надёжность не вызывала сомнений, не было среди пришедших к правителю с приветствиями. Закончив принимать посетителей, Сулейман ибн Абд аль-Малик сказал одному из своих приближённых:
– Поистине, душа, подобно металлу, покрывается ржавчиной, если не находит того, кто обращался бы к ней время от времени с назиданием, очищая её от налёта.
Его собеседник согласился:
– Да, о повелитель верующих.
Халиф спросил:
– Разве нет в Медине человека, заставшего сподвижников Посланника Аллаhа ﷺ, который мог бы обратиться к нам с этим назиданием?
Ему ответили:
– Конечно же, есть, о повелитель верующих. Вот, например, Абу Хазим аль-Арадж.
Халиф спросил:
– Кто же он, этот Абу Хазим аль-Арадж?
Ему ответили:
– Саляма ибн Динар, учёный Медины и её имам, один из последователей благородных сподвижников, который застал немало из них.
Халиф повелел:
– Позовите его к нам и будьте мягки и вежливы в своём приглашении.
Люди пошли к нему и пригласили его. Когда он пришёл, халиф принял его радушно и усадил рядом с собой, после чего сказал ему, упрекая:
– Что же это за чёрствость, о Абу Хазим?
Тот поинтересовался:
– Какую же чёрствость ты увидел в моём поведении, о повелитель верующих?
Халиф пояснил:
– Самые достойные люди посетили меня, а ты – нет.
Имам ответил:
– Чёрствость бывает после знакомства. А ты не знал меня до сегодняшнего дня, и я не видел тебя прежде. Какую же чёрствость я проявил?
Халиф обратился к своим приближённым со словами:
– Шейх был прав в своём оправдании, а халиф ошибся, упрекая его...
Потом он повернулся к Абу Хазиму и спросил:
– О Абу Хазим! Что с нами? Отчего мы испытываем отвращение к смерти?
Тот ответил:
– Поистине, вы преобразили для себя этот мир и разрушили мир вечный и посему не желаете покидать прекрасный город ради развалин.
Халиф согласился:
– Ты прав, о Абу Хазим! Ах, если бы я знал, что ждёт нас у Всевышнего Аллаhа!
Абу Хазим подсказал ему:
– Обратись к Книге Аллаhа ﷺ (Корану) и оцени свои дела.
Халиф спросил:
– И где же я найду ответ?
Тот ответил:
– В словах Всевышнего (смысл комментария): «Поистине, праведники – в блаженстве. И, поистине, [неверующие] грешники – в Аду» (сура «Аль-Инфитар», аяты 13–14).
Тогда Ибн Абд аль-Малик спросил:
– А где же милость Аллаhа ﷺ?
– «…Поистине, милость Аллаhа ﷺ близка к добродетельным» (смысл комментария к 56-му аяту суры «Аль-Араф»), – ответил тот.
Халиф воскликнул:
– Ах, если бы я знал, каким будет наше возвращение к Аллаhу ﷺ завтра!
Абу Хазим пояснил:
– Тот, кто творил благое, вернётся подобно тому, кто долго отсутствовал и наконец возвращается к своей семье. А тот, кто творил дурное, вернётся подобно беглому рабу, которого возвращают его хозяину.
Халиф спросил:
– О Абу Хазим, как нам стать лучше?
Он ответил:
– Откажитесь от высокомерия и будьте благородными.
Халиф спросил:
– А это имущество – как нам быть богобоязненными в своём отношении к нему?
Он ответил:
– Это возможно, если вы взяли его по праву, отдали его тем, для кого оно предназначено, разделив его поровну и соблюдая справедливость.
Халиф попросил:
– О Абу Хазим, расскажи мне, кто из людей лучше.
Имам ответил:
– Самые достойные – благородные и богобоязненные.
Халиф вновь спросил:
– А какие слова самые справедливые, о Абу Хазим?
Тот ответил:
– Слово истины, которое человек говорит в присутствии того, кого он боится, и того, с кем он связывает надежды.
Халиф продолжил спрашивать:
– А на какую мольбу быстрее всего приходит ответ, о Абу Хазим?
Он ответил:
– На мольбу творящего добро, с которой он обращается к Аллаhу ﷺ за творящих добро.
Халиф спросил:
– А какая милостыня наилучшая?
Он ответил:
– Небольшая милостыня с денег, добытых тяжёлым трудом, вкладывая которую в руку бедняка человек не сопровождает своё подаяние ни попрёками, ни обидами.
Халиф спросил:
– Кто самый разумный из людей, о Абу Хазим?
Он ответил:
– Человек, которому посчастливилось обрести покорность Всевышнему Аллаhу и поступать в соответствии с ней, а потом указывать на неё людям.
Халиф спросил:
– А кто самый глупый из людей?
Он ответил:
– Человек, который следует страстям своего товарища, зная о его несправедливости, и продаёт таким образом свою вечную жизнь ради земной жизни другого.
Халиф спросил:
– Не желаешь ли ты сопровождать нас, о Абу Хазим, чтобы ты получал пользу от нас, а мы – о тебя?
Тот ответил:
– Нет, о повелитель верующих.
Халиф спросил:
– Почему же?
Учёный ответил:
– Я боюсь, что начну немного полагаться на вас, и тогда Аллаh ﷺ заставит меня вкусить страдания в этом мире и в мире вечном.
Халиф предложил:
– Сообщи нам о своих нуждах, о Абу Хазим.
Тот промолчал.
Халиф повторил:
– Сообщи нам о том, в чём ты нуждаешься, о Абу Хазим, и мы удовлетворим твою просьбу, о чём бы ты ни попросил.
Учёный сказал:
– Мне нужно, чтобы ты спас меня от Огня и ввёл меня в Рай.
Халиф воскликнул:
– Это не по моей части!
Абу Хазим сказал:
– Никаких других нужд, кроме этой, у меня нет, о повелитель верующих.
Халиф попросил:
– Обратись к Аллаhу ﷺ с мольбой за меня, о Абу Хазим.
Учёный взмолился:
– О Аллаh ﷺ! Если Твой раб Сулейман относится к числу Твоих приближённых, то облегчи Ему путь к благу мира этого и мира вечного. А если он относится к числу врагов Твоих, то направь его к тому, что Ты любишь и чем Ты доволен.
Один из присутствующих возмутился:
– Это самое скверное из сказанного тобой с того времени, когда ты вошёл к повелителю верующих! Ты причислил халифа мусульман к врагам Аллаhа ﷺ и обидел его.
Абу Хазим сказал:
– Нет, это сказанное тобою скверно, ведь Аллаh ﷺ взял с учёных завет, что они будут произносить слово истины. Так, Всевышний Аллаh сказал (смысл комментария): «…Вы должны объяснять людям его (Послание Господа), не скрывая ничего…» (сура «Али Имран», аят 187).
(Продолжение следует.)
Адиль Ибрагимов