Сегодня: 27 октября 2024 года
поделиться

Саляма ибну Динар – имам Медины

«Я не видел человека, к устам которого мудрость была бы ближе, чем к устам Абу Хазима». Абд-ар-Рахман ибн Зейд

В 97-м году хиджры (мусульманского летоисчисления) правитель мусульман Сулейман ибн Абд аль-Малик отправился в паломничество на святую землю, вняв призыву отца пророков Ибрахима (Авраама) عليه السلام. Его верблюды покинули Дамаск, столицу Омейядов, и отправились в Пресветлую Медину. Ему очень хотелось совершить молитву в пречистом месте, называемом ар-Равза, между могилой Посланника Аллаhа ﷺ и его минбаром, и после поприветствовать Мухаммада –

Посланника Господа ﷺ. В этой поездке халифа сопровождало множество чтецов Корана, знатоков хадисов, факихов, учёных, предводителей и командующих войск.
Добравшись до Пресветлой Медины, халиф устроился там, и люди, в том числе знатные и влиятельные, стали приходить к нему, чтобы поприветствовать его. Но Салямы ибн Динара, судьи Медины, её имама, чья надёжность не вызывала сомнений, не было среди пришедших к правителю с приветствиями. Закончив принимать посетителей, Сулейман ибн Абд аль-Малик сказал одному из своих приближённых: 

– Поистине, душа, подобно металлу, покрывается ржавчиной, если не находит того, кто обращался бы к ней время от времени с назиданием, очищая её от налёта. 

Его собеседник согласился: 
– Да, о повелитель верующих. 

Халиф спросил: 
– Разве нет в Медине человека, заставшего сподвижников Посланника Аллаhа ﷺ, который мог бы обратиться к нам с этим назиданием? 

Ему ответили: 
– Конечно же, есть, о повелитель верующих. Вот, например, Абу Хазим аль-Арадж. 

Халиф спросил: 
– Кто же он, этот Абу Хазим аль-Арадж? 

Ему ответили: 
– Саляма ибн Динар, учёный Медины и её имам, один из последователей благородных сподвижников, который застал немало из них. 

Халиф повелел: 
– Позовите его к нам и будьте мягки и вежливы в своём приглашении.

Люди пошли к нему и пригласили его. Когда он пришёл, халиф принял его радушно и усадил рядом с собой, после чего сказал ему, упрекая:
– Что же это за чёрствость, о Абу Хазим? 

Тот поинтересовался: 
– Какую же чёрствость ты увидел в моём поведении, о повелитель верующих? 

Халиф пояснил: 
– Самые достойные люди посетили меня, а ты – нет. 

Имам ответил: 
– Чёрствость бывает после знакомства. А ты не знал меня до сегодняшнего дня, и я не видел тебя прежде. Какую же чёрствость я проявил? 

Халиф обратился к своим приближённым со словами: 
– Шейх был прав в своём оправдании, а халиф ошибся, упрекая его...

Потом он повернулся к Абу Хазиму и спросил: 
– О Абу Хазим! Что с нами? Отчего мы испытываем отвращение к смерти? 

Тот ответил: 
– Поистине, вы преобразили для себя этот мир и разрушили мир вечный и посему не желаете покидать прекрасный город ради развалин.

Халиф согласился: 
– Ты прав, о Абу Хазим! Ах, если бы я знал, что ждёт нас у Всевышнего Аллаhа! 

Абу Хазим подсказал ему: 
– Обратись к Книге Аллаhа ﷺ (Корану) и оцени свои дела. 

Халиф спросил: 
– И где же я найду ответ? 

Тот ответил: 
– В словах Всевышнего (смысл комментария): «Поистине, праведники – в блаженстве. И, поистине, [неверующие] грешники – в Аду» (сура «Аль-Инфитар», аяты 13–14). 

Тогда Ибн Абд аль-Малик спросил: 
– А где же милость Аллаhа ﷺ? 
– «…Поистине, милость Аллаhа ﷺ близка к добродетельным» (смысл комментария к 56-му аяту суры «Аль-Араф»), – ответил тот. 

Халиф воскликнул: 
– Ах, если бы я знал, каким будет наше возвращение к Аллаhу ﷺ завтра! 

Абу Хазим пояснил: 
– Тот, кто творил благое, вернётся подобно тому, кто долго отсутствовал и наконец возвращается к своей семье. А тот, кто творил дурное, вернётся подобно беглому рабу, которого возвращают его хозяину. 

Халиф спросил: 
– О Абу Хазим, как нам стать лучше? 

Он ответил: 
– Откажитесь от высокомерия и будьте благородными. 

Халиф спросил: 
– А это имущество – как нам быть богобоязненными в своём отношении к нему? 

Он ответил: 
– Это возможно, если вы взяли его по праву, отдали его тем, для кого оно предназначено, разделив его поровну и соблюдая справедливость. 

Халиф попросил: 
– О Абу Хазим, расскажи мне, кто из людей лучше. 

Имам ответил: 
– Самые достойные – благородные и богобоязненные. 

Халиф вновь спросил: 
– А какие слова самые справедливые, о Абу Хазим? 

Тот ответил: 
– Слово истины, которое человек говорит в присутствии того, кого он боится, и того, с кем он связывает надежды. 

Халиф продолжил спрашивать: 
– А на какую мольбу быстрее всего приходит ответ, о Абу Хазим? 

Он ответил: 
– На мольбу творящего добро, с которой он обращается к Аллаhу ﷺ за творящих добро. 

Халиф спросил: 
– А какая милостыня наилучшая? 

Он ответил: 
– Небольшая милостыня с денег, добытых тяжёлым трудом, вкладывая которую в руку бедняка человек не сопровождает своё подаяние ни попрёками, ни обидами. 

Халиф спросил: 
– Кто самый разумный из людей, о Абу Хазим? 

Он ответил: 
– Человек, которому посчастливилось обрести покорность Всевышнему Аллаhу и поступать в соответствии с ней, а потом указывать на неё людям. 

Халиф спросил: 
– А кто самый глупый из людей? 

Он ответил: 
– Человек, который следует страстям своего товарища, зная о его несправедливости, и продаёт таким образом свою вечную жизнь ради земной жизни другого. 

Халиф спросил: 
– Не желаешь ли ты сопровождать нас, о Абу Хазим, чтобы ты получал пользу от нас, а мы – о тебя? 

Тот ответил: 
– Нет, о повелитель верующих. 

Халиф спросил: 
– Почему же? 

Учёный ответил: 
– Я боюсь, что начну немного полагаться на вас, и тогда Аллаh ﷺ заставит меня вкусить страдания в этом мире и в мире вечном. 

Халиф предложил: 
– Сообщи нам о своих нуждах, о Абу Хазим. 

Тот промолчал. 

Халиф повторил: 
– Сообщи нам о том, в чём ты нуждаешься, о Абу Хазим, и мы удовлетворим твою просьбу, о чём бы ты ни попросил. 

Учёный сказал: 
– Мне нужно, чтобы ты спас меня от Огня и ввёл меня в Рай. 

Халиф воскликнул: 
– Это не по моей части! 

Абу Хазим сказал: 
– Никаких других нужд, кроме этой, у меня нет, о повелитель верующих. 

Халиф попросил: 
– Обратись к Аллаhу ﷺ с мольбой за меня, о Абу Хазим. 

Учёный взмолился: 
– О Аллаh ﷺ! Если Твой раб Сулейман относится к числу Твоих приближённых, то облегчи Ему путь к благу мира этого и мира вечного. А если он относится к числу врагов Твоих, то направь его к тому, что Ты любишь и чем Ты доволен. 
Один из присутствующих возмутился: 
– Это самое скверное из сказанного тобой с того времени, когда ты вошёл к повелителю верующих! Ты причислил халифа мусульман к врагам Аллаhа ﷺ и обидел его. 

Абу Хазим сказал: 
– Нет, это сказанное тобою скверно, ведь Аллаh ﷺ взял с учёных завет, что они будут произносить слово истины. Так, Всевышний Аллаh сказал (смысл комментария): «…Вы должны объяснять людям его (Послание Господа), не скрывая ничего…» (сура «Али Имран», аят 187). 

(Продолжение следует.)
 

Адиль Ибрагимов