Когда узнаёшь, что Всевышний даровал тебе возможность здесь побывать, плачешь только от одной мысли, что это может претвориться в жизнь.
Плачешь по прибытии, когда самолёт садится на священной земле, плачешь во время нахождения здесь, не в силах осознать реальность происходящего, плачешь из-за расставания, когда приходит время прощаться, не зная, удастся ли ещё увидеть своими глазами Мекку и Медину. И в этом потоке проходишь путь духовного испытания, на котором лучше узнаёшь себя и видишь себя настоящим. Путь, где главным ориентиром является смирение.
К смирению призывает уже первый намаз в джамаате (коллективе). Долгое чтение сур (глав Корана) имамом, непривычное особенно для женщин, продолжительное нахождение в поясном и земном поклоне призывает к максимальной концентрации, к терпению и сдерживанию нафса (эго) через следование за имамом и, в конечном счёте, к покорности Всевышнему Господу.
Покорность воле Всевышнего воспитывает в человеке довольство Его предопределением, начиная с ежедневных мелочей и заканчивая доверием к планам Создателя на жизнь человека в целом.
В один день вы спешите занять место в мечети Пророка ﷺ, но прямо перед вами закрывается вход. Постарайтесь успокоить себя молитвой под палящим солнцем. Аллаh ﷻ может быть готовит вас к испытаниям в Судный день. В другой день вы рассчитываете отправиться на зиярат (посетить) могилу Посланника Аллаhа ﷺ, но из-за технических неполадок именно вы не можете пройти регистрацию и получить QR-код для прохода. Доверьтесь решению Творца: быть может, Он выбрал для вас другой день для посещения Сада из садов Рая (Равза). И в это время вы будете вне группы, сосредоточитесь на приветствии Пророку ﷺ и его сподвижникам и сможете провести больше времени рядом с лучшим из людей. В третий день вы намереваетесь посетить один из зияратов (святых мест) Медины, но плохо себя чувствуете и остаётесь в гостинице. Проявите терпение – возможно, вам нужен отдых перед тем, как отправиться в Мекку для совершения умры (малого паломничества).
Путешествие на святые земли – это и проверка терпения: к трудностям пути, неудобствам в гостинице, поведению окружающих, привычкам соседей по номеру. Следует помнить, что сафар (путешествие) изначально предполагает трудности.
Во время пребывания в мечети нужно научиться не оценивать, не сравнивать, не ставить себя выше других и не пытаться исправить кого-то, кто совершает богослужение иначе, а главное – не судить людей. Не раз замечаешь, как Всевышний показывает лучшие черты в тех, кого вы пытаетесь осудить. Один человек в джамаат-намазе, как вам кажется, занимает слишком много места, но стоит вам подумать об этом, как он же уступает вам свой коврик. Другой не даёт вам пройти, потому что мешкает на выходе, но затем он подаёт вам руку, если вы оступились. А некоторые люди, кажущиеся вам на первый взгляд странными или просто очень непохожими на вас, оказывается, будто созданы для того, чтобы помогать другим в трудностях и приносить радость. Вот они видят, что вы простужены, и вручают целый пакет со средствами народной медицины. Забыли дома чётки? Через минуту у вас в руках красивые деревянные чётки, заботливо привезённые из другой страны. Вы проголодались? Вас непременно угостят финиками, орехами, лепёшкой и йогуртом. И, конечно, не забудут про знаменитый зелёный кофе. К слову, рекомендую тем, кто собирается на святые земли, взять с собой какие-то небольшие аутентичные вещи для садака: это могут быть традиционные сладости или снеки, чётки или небольшие коврики с национальными узорами, которые вы сможете раздать среди находящихся рядом или подарить тому, с кем завяжете дружбу в мечети.
Поддержка и разрешение трудностей в сафаре приходят оттуда, откуда не ожидаешь их получить. Но и испытания могут оказаться совершенно непредсказуемыми и в то же время попадающими точно в цель. Каждый будет испытан тем, что ему дорого, тем, чем заполнено сердце человека, будь то здоровье близких, оставленных дома перед отъездом, самочувствие в условиях нехватки сна и в целом напряжённого распорядка дня, гордость и высокомерие или искушение страстью. И если то, что касается внешних проявлений, может быть заметно, то внутренние переживания остаются только между Аллаhом ﷻ и Его рабом. На святых землях вы как нигде чувствуете, удаётся ли вам победить в схватке с нафсом или же проверку на прочность и силу имана вы не прошли.
К слову, о распорядке дня. Во время паломничества очень важно правильно расставлять приоритеты: не забывать, для чего мы здесь и что мы на этой земле лишь гости, выделять главное в ежедневных делах, уделять внимание прежде всего богослужению, но при этом не переусердствовать, помнить, что ещё нужно заботиться о здоровье и сохранении сил для поклонения. От внутренней дисциплины во многом зависит, удастся ли вам выдержать это путешествие без длительного сна и как вы в конечном счёте проведёте время, предоставленное вам для поклонения в лучших местах планеты.
Находясь здесь, трудно представить, как можно вернуться к привычному образу жизни, да и не хочется. Ещё не покинув священные земли, по ним скучаешь. Но расставание неизбежно, остаётся лишь надеяться, что Всевышний ещё не раз призовёт сюда, и благодарить Аллаhа ﷻ за то, что даровал возможность совершить паломничество, в то время как ещё несколько десятилетий назад даже великие учёные и авлия (любимцев Аллаhа ﷻ) не могли осуществить эту мечту…
В завершение хочу выразить благодарность всем, кто стал для меня проводниками и попутчиками в этом прекрасном сафаре – первом и, надеюсь, не последнем в моей жизни паломничестве. Особенно мудрому, терпеливому и снисходительному руководителю нашей группы, полпреду Муфтията РД в Санкт-Петербурге и СЗФО, помощнику ДУМ Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России и имаму КПЦ «Дагестан» в Северной столице Казиму-хаджи Темирбулатову; организаторам поездки – Хадж-компании Marwa Tour; всем, кто сделал это путешествие возможным, и тем, кто разделил со мной и трудности, и счастливые моменты паломничества.
Малика Воронина