Сегодня: 27 октября 2024 года
поделиться

Мальчики отдельно, девочки отдельно

81 год назад в школах СССР было введено раздельное обучение мальчиков и девочек.

Качество образования в бывшем СССР, в особенности школьное и в сфере точных наук, – по сей день предмет гордости для многих из тех, кто знает о нём не понаслышке. Действительно, Советский Союз дал миру многих учёных, внёсших неоценимый вклад в различные сферы наук.

Система образования отличалась строгой иерархией, учиться было престижно, учителям достойно платили, а тем, кто достигал особых успехов в науке, открывались ранее закрытые двери.

В то же время мало кто знает об интересном эксперименте, длившемся в советских школах свыше десяти лет. Речь о раздельном обучении. 

Да, не удивляйтесь. Весьма продолжительное время ученики советских школ не сидели мальчик с девочкой, как это стало принято позже. А даже наоборот. Мальчики и девочки учились раздельно. 

Начнём с того, что опыт раздельного обучения у страны давно имелся. Ещё в Российской империи оно практиковалось в большинстве гимназий, пансионов и реальных училищ. Причём учебные программы могли корректировать отдельно под юношей и девушек. Последних, в частности, помимо всего прочего учили языкам, изящной словесности, домоводству и рукоделию. 

С приходом к власти большевиков ситуация изменилась. Вводилось совместное обучение детей обоих полов. Эта система просуществовала с 1918 года по 1943-й.

Впрочем, раздельное обучение в советских школах могло быть введено ещё ранее, но разразившаяся летом 1941 года война внесла свои коррективы, и реформа была отложена. 

16 июля 1943 года появилось постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР под № 789 с длинным названием: «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943/44 учебном году в неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов». 

В преамбуле документа подчёркивалось, что совместное обучение мальчиков и девочек в средней школе «создаёт некоторые затруднения в учебно-воспитательной работе с учащимися», при такой форме образовательного процесса «не могут быть должным образом приняты во внимание особенности физического развития мальчиков и девочек», «не обеспечивается требуемая дисциплина учащихся» и их подготовка «к труду, практической деятельности, военному делу».

В этой связи СНК СССР потребовал с 1 сентября 1943 года ввести «раздельное обучение мальчиков и девочек в 1–10-х классах всех неполных средних и средних школ областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов». 
С этой целью в городах организовывались отдельные мужские и женские школы. Первоначально реформа охватила 81 город, большинство из которых находились в РСФСР. В дальнейшем их количество увеличилось почти в два раза.

«В итоге годичного опыта раздельного обучения мы уверенно устанавливаем следующее: повысилась деловитость в учебной работе учащихся этих школ, проще и серьёзнее держится в раздельных школах наша молодёжь, изживается грубость, наблюдающаяся в смешанных школах во взаимоотношениях между мальчиками и девочками. Всё это даёт обоснование расширять и углублять систему раздельного обучения», – комментировал успехи раздельного обучения народный комиссар просвещения РСФСР Владимир Потёмкин на Всероссийском совещании по народному образованию 15 августа 1944 года.

Согласно статистике, приведённой изданием RT, школы в Советском Союзе с раздельным обучением показывали более высокие результаты в учёбе. 
«В 1953 году их с медалями окончили 10,5% девочек и 11,6% мальчиков, тогда как в средних учебных заведениях с совместным обучением медалистов насчитывалось всего 4,4%», – отмечает издание. 

Спустя чуть более 10 лет функционирования с 1943 по 1954 год раздельное обучение в советских школах было отменено. Сказалось, как часто бывает в таких масштабных реформах, смена руководства страны. Введённое при Сталине, оно было отменено практически сразу после смерти «вождя народов». 

История десятилетнего опыта раздельного обучения в советских школах недостаточно раскрыта и ещё ждёт своего вдумчивого исследователя, который сможет изучить и обобщить этот интересный опыт, дать объективную оценку итогам эксперимента. 
 

Роберт Курбанов