Сегодня: 27 октября 2024 года
поделиться

Быть ботаником престижно

В каждой стране, в каждом обществе есть свои стереотипы, и они могут быть нейтральными, позитивными и негативными.

К сожалению, в нашей стране в общественном сознании ещё с советских времён сформировалось такое понятие, как «ботаник» (или «ботан»), которое, как правило, используется по отношению к прилежным учащимся школ, ссузов и вузов.

В учебных заведениях начиная со школы этим словом обобщённо называют интеллектуально развитых учащихся, которые хорошо учатся и стремятся к знаниям. Даже кинематограф изображает «ботаников» слабыми и хилыми, в больших и толстых очках. Уже многие десятилетия это пренебрежительное представление о стремлении к знаниям негативно сказывается на учебном процессе и поведении учащихся. 

Во многих учебных заведениях сложилась устойчивая неприязнь к ребятам, которые отличаются хорошим поведением и проявляют усердие в учёбе. И из года в год старшие и более сильные ребята навязывают младшим и более слабым стереотип о недопустимости быть «ботаником». В результате чего некоторые способные ребята стесняются и даже боятся учиться хорошо и, чтобы угодить общественному давлению, забрасывают учёбу, стараются равняться на более хулиганистых ребят и проявляют несвойственное самим себе неоправданное безответственное поведение. Чтобы доказать свою непричастность к «ботаникам», дети порой могут проявлять грубость и жестокость по отношению к более слабым и неуважение к учителям и отличникам.

Представьте, что в масштабах одного провинциального города сотни потенциальных отличников скатываются в категорию троечников, а в масштабах всей страны за несколько лет на доске почёта не будет фотографий сотен тысяч и даже миллионов способных и развитых молодых людей и девушек. Это очень большая интеллектуальная потеря для страны. Теперь мы понимаем, насколько опасными могут быть негативные стереотипы и каково их влияние на общественную жизнь.

Как поднять престиж ботаников

Чтобы перебороть вызванную стереотипами предвзятость к учёбе и к тем, кто хорошо учится, важно популяризировать знания и престиж образования.
Очень большую лепту в формирование стремления к знаниям в подрастающем поколении может вносить религия. Священные Писания и высказывания пророков разъясняют ценность и значимость просвещения и призывают выйти из мрака невежества к свету знаний. Знания – душа и опора религии.

В этом вопросе, конечно, нужен комплексный подход, где родители, учителя, органы власти и институты гражданского общества в целом заинтересованы в повышении уровня образования и культуры молодёжи.

В духовных образовательных учреждениях учащимся в первую очередь разъясняют значимость знаний, их ценность и необходимость искреннего и серьёзного подхода к процессу учёбы. В первых книгах по религиозным предметам – как правило, в первом параграфе и предисловии – говорится о том, каким должно быть намерение стремящихся к знаниям, и о высокой степени перед Богом тех, кто искренне подходит к учёбе.

Важно проводить беседы с детьми в самом начале учебного процесса и донести до их сознания величие науки и научного познания как социально-культурного процесса, рассказать о перспективах, которые открываются перед образованными и просвещёнными людьми в контексте исторического развития общества.
Поднятие престижа образования напрямую связано с тем, какое будущее мы готовим для наших детей и будущих поколений. 

Наука – особая форма познания и духовного производства, и давно уже пора сломать стереотип относительно «ботаников», выражающийся в уничижительном отношении к науке, особенно учитывая изначальный и настоящий смысл этого слова, которое обозначает учёных, изучающих флору (растительный мир) Земли.
 

Мухаммад Алимчулов