Сегодня: 27 октября 2024 года
поделиться

Первый из запретных месяцев

Зуль­-Каада – один из четырёх запретных месяцев (Зуль-­Каада, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб).

Это второй, кроме Шавваля, месяц, когда паломники могут вступить в обряды хаджа (паломничества к Дому Божьему – Каабе).

Всевышний Господь в Коране сказал (смысл комментария): «Хадж совершается в известные месяцы (Шавваль, Зуль­-Каада и первые десять дней месяца Зуль-Хиджа)» (сура «Аль-Бакара», аят 197-й).

О запретных месяцах в Коране также говорится (смысл комментария): «Поистине, число месяцев у Аллаhа ﷻ [в году] – двенадцать, и это было записано в Книге Аллаhа ﷻ [в Хранимой скрижали] в тот день, когда Он сотворил небеса и землю. Четыре [месяца] из них – запретные (Зуль-Каада, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб)…» (сура «Ат-Тавба», аят 36-й).

Сейчас многие верующие готовятся к исполнению пятого столпа Ислама – хаджа (паломничества в Мекку). Об обязанности его совершения в Откровении Господа говорится ясным текстом (смысл комментария): «…И [возложена] на людей обязанность совершить хадж к Дому (Каабе), если они в состоянии проделать этот путь» (сура «Али-Имран», аят 97-й). В словах «…в состоянии проделать этот путь» подразумеваются наличие материальных средств, здоровья, а также безопасность пути.

Пророк ﷺ в течение своей жизни совершил единственный хадж – когда находился в Лучезарной Медине. Это произошло в 10-м году хиджры (исламское летоисчисление), он был назван «прощальным хаджем» («хаджат уль-вада»).

Что касается умры (малого хаджа), то, по мнению большинства учёных, Посланник Аллаhа ﷺ совершил её четыре раза:

1. «Худайбийская умра». В неё он вступил в 6-­м году по хиджре. Во время совершения этого малого паломничества многобожники Мекки не позволили войти в свой город, и тогда Пророку ﷺ вместе со сподвижниками пришлось вернуться в Медину, предварительно совершив обряд жертвоприношения (тахаллуль).

2. «Восполняющая умра». Посланник Аллаhа ﷺвступил в неё вместе со сподвижниками в 7-­м году в качестве возмещения прошлогодней несостоявшейся умры.

3. «Умра из Джираны». Эту умру Пророк ﷺ со своими сподвижниками совершил, вступая в неё из местности под названием Джирана (между Таифом и Меккой). Это произошло в 8­-м году по хиджре.

4. «Умра, совмещённая с хаджем». Посланник Аллаhа ﷺ совершил её во время своего «прощального хаджа», в 10­-м году.

Первые три умры состоялись именно в месяце Зуль-­Каада, за что этот месяц прозвали «месяцем умры Пророка ﷺ».

Что касается последней умры, для её совершения Пророк ﷺ вышел из Медины также в месяц Зуль­-Каада, однако вступил непосредственно в её обряды в месяце Зуль-Хиджа.

Исходя из этого группа праведных предшественников (ас-салаф), в числе которых были Ибну Умар رضي الله عنه и мать правоверных Аиша رضي الله عنه, считали совершение умры в месяц Зуль­Каада более превосходным, чем даже умра в месяц Рамадан, следуя в этом за Пророком ﷺ.

Есть также предание, что одним из достоинств Зуль­-Каада является то, что этот месяц и есть те тридцать дней, о которых Всевышний поведал в Коране (смысл комментария): «И Мы установили для Мусы (Моисея) عليه السلام​  тридцать ночей (суток, которые он проводил в поклонении), после чего Мы обещали разговаривать с ним и даровать ему Таврат (Тору) и добавили к ним ещё десять» (сура «Аль-Араф», аят 142-й). И десять дней – это следующие за этим месяцем первые десять дней месяца Зуль-Хиджа.

Да одарит Всевышний Господь всех нас благодатью этих месяцев хаджа и даст возможность каждому желающему совершить паломничество к Его благословенному Дому (Каабе)! Амин.

Адиль Ибрагимов