21 июля
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Сколько «стоит» твой сосед?

В Багдаде у Абу Дулафа (Мисар ибн аль-Мухальхиль аль-Хазраджи, известный как Абу Дулаф, – арабский поэт и путешественник Х в.) был дом.

А по соседству жил некий благочестивый человек, которому не везло в жизни. Случилось так, что сосед в конце концов почти разорился и вынужден был выставить своё единственное достояние – дом – на торги. Когда нашёлся покупатель, хозяин дома запросил две тысячи монет.

– Твой дом стоит не более пятисот монет! – возмутился покупатель.

– Но мой дом стоит рядом с домом самого Абу Дулафа! Разве это не стоит полутора тысяч монет?!

Абу Дулаф узнал о торге. Поняв, что владелец дома столь высоко ценит соседство с ним, Абу Дулаф заплатил долги несчастного и слёзно умолил его, чтобы тот продолжал жить на прежнем месте.

(Из книги «Ларец мусульманских истин. Легенды, предания, притчи». Н.С. Огнева)

Значительное внимание уделяется в Исламе добрососедским отношениям, об этом не раз упоминается в Священном Коране и Сунне Пророка ﷺ. Более того, почитание соседа описывается как необходимое качество верующего человека. Тот же, «от вреда которого сосед не находится в безопасности», согласно хадисам, «не имеет совершенной веры, и он не войдёт в Рай».

Ангел Джабраил u настолько часто упоминал о важности почитания соседей, что Пророк Мухаммад ﷺ даже стал думать, что ему нужно будет включить соседа в завещание. И хотя такой необходимости на самом деле нет, обязанности мусульманина перед соседями довольно широки: оказывать материальную помощь и давать взаймы; поздравлять его в радости и выражать сочувствие и просить ему у Всевышнего терпения в бедах; делать подарки (даже самые незначительные); всячески избегать причинения ему неудобства (это касается и обустройства дома, и приготовления пищи, и угощения в первую очередь соседа; содействовать в преодолении трудностей и провожать в последний путь. Важно не только не вредить соседу, но и терпеливо переносить исходящие от него неудобства, следуя примеру Посланника Аллаhа ﷺ, его сподвижников и праведных предшественников, ведь такое отношение может смягчить сердце самого чёрствого человека и привести его на истинный путь (чему в истории есть немало примеров). Если же сформулировать коротко, то признак совершенной веры – это желать своему соседу того же, чего желаешь самому себе.

При этом, как разъясняют учёные, соседями с точки зрения Ислама являются все, кто живёт в радиусе сорока домов от вас (то есть по 40 домов справа, слева, спереди и сзади от вашего дома). Очевидно, что конкретное число дано как ориентир, и определение указанного расстояния не означает, что жителю (условно) 41-го дома от нас дозволено вредить и необязательно помогать в трудностях. Да и сложно себе представить человека в здравом уме, который очертит границу в 40 домов и станет по-разному относиться к тем, кто живёт по разные стороны от неё. Тем не менее, существует определённая «приоритетность» в отношениях, согласно которой люди, живущие рядом, заслуживают большего внимания.

Но если мы посмотрим глубже, то заметим, что соседские отношения (особенно в современном мире) формируются далеко за пределами района проживания. Одноклассник становится соседом по парте, коллега – соседом по офису. Попутчики являются нашими соседями в дороге (будь то одно купе или салон автобуса), а студенты одного курса или участники общего мастер-класса превращаются в наших спутников на дороге получения знаний. И от того, как мы выстроим отношения с такими «соседями», зависят и наш комфорт в поездке или командировке, и усвоение знаний и навыков, и эффективность рабочего процесса. Помните вечную дилемму учителя: кого посадить за одну парту? Сможет ли отличник помочь соседу-двоечнику подтянуть учёбу или сам скатится до «средних» отметок рядом с тем, кто не хочет учиться? Повлияет ли увлечённый программированием коллега на то, что сидящий рядом с ним гуманитарий решит сменить род деятельности и выучиться на IT-специалиста? Разумеется, это лишь один из факторов, но порой выбор соседа (коллеги, соратника, спутника) и развитие отношений с ним могут сыграть в судьбе человека решающую роль.

Неслучайно, выбирая квартиру, покупатель интересуется будущим окружением, а так называемые клубные дома (с небольшим числом квартир и примерно одинаковым социальным статусом жильцов) высоко ценятся на рынке. По этой же причине в описании вакансий нередко указывается «дружный, сплочённый» коллектив, профессиональный уровень и средний возраст коллег. Зная живущих рядом людей, родители не боятся отпускать детей во двор, а уезжая в другую страну, могут оставить соседям ключи, попросив полить цветы или накормить питомцев. Выходит, окружение может повлиять и на профессию и заработок, и на безопасность семьи и сохранность имущества, и на комфорт и качество жизни в целом. Кроме того, проявляя доброту и почтение к соседям, ухаживая за цветами на клумбах у дома, следя за чистотой, человек может заразить благим примером окружающих, а значит – постепенно изменить их нравственные качества.

В определённом смысле наши соседи и вообще спутники формируют нас, но не будем забывать, что так же и мы влияем на них. От нашего нрава и поведения (по крайней мере, отчасти) зависит и то, кто станет нашим соседом, и как он будет вести себя по отношению к нам. Каждому хотелось бы верить, что в критической ситуации близкий человек (в том числе и близкий просто физически) придёт на помощь. Но всегда стоит задавать себе вопрос: «А что сделал я для того, чтобы в нужный момент сосед от меня не отвернулся?» Ведь правило «око за око» в большинстве случаев имеет большую силу, чем склонность к альтруизму. Если же вам посчастливилось приобрести бескорыстного, надёжного, благочестивого соседа, который проявляет к вам уважение и заботу, хранит ваши тайны и готов защитить вашу семью и имущество, то такую милость следует высоко ценить и благодарить за неё Всевышнего. Поэтому не стоит удивляться решению Абу Дулафа, готового заплатить любые деньги, лишь бы сохранить уважающего его соседа с благим нравом.

Малика Воронина