27 июля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.04.2024 (по Шафии)

1.Должна ли жена выплачивать за себя закят уль-фитр, если она состоятельная, а муж – нет?

Согласно более аргументированному мнению, если муж несостоятелен, а жена – покорная, послушная, то она не обязана выплачивать за себя закят уль-фитр, несмотря на то, что богата. Однако выплатить его – желательное действие, так как по этому вопросу среди учёных нет единогласия.
Если же супруга – непокорная, строптивая, то она обязана выплатить закят за себя.

Примечание:
В любом случае жена вправе выплатить за себя закят уль-фитр и без разрешения мужа.
Несостоятельность человека учитывается именно на момент выплаты закята уль-фитр, а это, по более достоверному мнению, время после захода солнца в последний день Рамадана. 
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Хашия аль-Джамал»)

2.Что делать, если в населённом пункте нет людей, которым полагается выплатить закят уль-фитр?

Если в течение месяца Рамадан заранее не выплатили закят уль-фитр, то его нужно выплатить и раздать в том населённом пункте, в котором находитесь в момент захода солнца в последний день этого месяца.

Если же находитесь в населённом пункте, где нет людей, которым полагается закят уль-фитр (а также закят с имущества), то, согласно более аргументированному мнению, необходимо отправить его в ближайший населённый пункт, где таковые есть. 

Имея в наличии нуждающихся в закяте, отправить его дальше ближайшего населённого пункта, является греховным и этот закят не будет засчитан.
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

3.Нужно ли брать разрешение у жены и детей при выплате закята уль-фитр за них? И можно ли купить 10 кг зерна и отдать беднякам, сказав, что это закят уль-фитр от моей семьи, не уточняя, от кого именно?

Можно не брать разрешения на выплату закята уль-фитр у тех членов семьи, которых вы должны обеспечивать. Обязанность выплаты закята лежит на вас, вы и должны его выплатить.

Что касается второго вопроса, так поступить дозволено, так как необязательно выплачивать закят уль-фитр по отдельности за каждого члена семьи, достаточно просто сказать: «Это обязательный закят уль-фитр от нашей семьи».
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Умдат аль-Муфти валь Мустафти»)

4.Когда нужно выплатить штраф искупления тем, кто не может соблюдать пост? 

Те, кто не соблюдает пост Рамадана по уважительной причине, могут выплатить такой штраф (в объёме мудда за каждый пропущенный день поста; мудд равен 576 граммам зерна) в конце месяца, вместе с закятом уль-фитр.

Мухаммад ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет: «Те, кто не обязан соблюдать пост по причине хронической болезни, старости, а также беременности и грудного кормления – из страха за здоровье ребёнка, должны выплатить мудды. При этом нельзя выплачивать их предварительно, за два дня и более. Можно выплачивать штраф определённого дня в тот же день или же в предыдущую ночь этого дня.
Если отложить выплату штрафа до следующего года, то к нему по этой причине ничего не добавляется».

5.Должен ли я заново выплатить закят уль-фитр, если в праздничную ночь находился в другом населённом пункте и выплатил его заранее?

По этому вопросу есть два мнения, оба они представлены ниже. Следовать можно любому из них.
Имам Мухаммад ат-Тармаси в своих субкомментариях к «Аль-Манхадж аль-Кавим» пишет следующее: «Если человек досрочно выплатил закят уль-фитр, а во время захода солнца накануне праздничной ночи оказался в другом населённом пункте, то закят уль-фитр не засчитывается, и его нужно выплатить заново. Это мнение Ибн Хаджара аль-Хайтами.

По мнению же имама ар-Рамли, закят уль-фитр будет засчитан, и выплачивать его заново нет необходимости».

6.Считается ли действительным договор, если два человека условились, что один предоставит другому, например, сто голов овец и корм, а второй обеспечит их содержание, чтобы через год распределить между собой приплод в соотношении 70/30?

Данный договор недействителен, так как человек, который берёт на себя содержание овец, является наёмным работником, а плата, которая ему назначается в виде 70 % от ожидаемого приплода, считается неизвестной, так как неясно, в каком количестве будет приплод и будет ли вообще. А договор найма, заключённый без уточнения размера оплаты, считается недействительным.

Если такой договор всё же был заключён и овцы были переданы на содержание, необходимо поступить следующим образом: приплод в полном объёме получает хозяин овец, а тот, кто занимался их содержанием, – среднюю плату за ту работу, которую он проделал. Этот порядок распределения прибыли объясняется тем, что договор был недействительным, следовательно, и порядок распределения прибыли, установленный в договоре, теряет силу, и тот, кто выполнил работу, указанную в договоре, получает среднюю плату, которая полагается за выполнение аналогичных работ.
(«Тухфат аль-Мухтадж»)

7.Можно ли по Исламу целовать лицо покойного?

Поцеловать лицо покойного благочестивого человека дозволено, так как Посланник Аллаhа ﷺ целовал лицо сподвижника Усмана ибн Маз’уна رضي الله عنه, когда тот умер. А также сподвижник Абу Бакр رضي الله عنه целовал лицо Пророка Мухаммада ﷺ, когда он покинул этот бренный мир.

Некоторые учёные говорят, что родственникам и близким друзьям умершего даже желательно целовать лицо покойного, а в отношении других людей это дозволено. Что же касается целования покойного, который не отличался благочестием, то желательности в этом нет. Более того, в книгах передаётся, что целовать его нежелательно.

Примечание:
Вышесказанное касается лиц одного пола с покойным. То есть нельзя целовать лицо или другие части тела покойного родственникам-немахрамам (на которых не запретно жениться) противоположного пола, например двоюродной сестре.
(«Мугни аль-Мухтадж», «Хашия аш-Ширвани»)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalam.gazeta@bk.ru или по телефону +7 928 530-59-70 
(СМС, WhatsApp, Telegram).