Сегодня: 27 октября 2024 года
поделиться

Дети дождя, или Что надо знать об аутизме

Аутизм – психическое расстройство, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

Официальное название заболевания – расстройство аутистического спектра, сокращённо РАС. После выхода фильма «Человек дождя» про гения-аутиста с феноменальными математическими способностями детей с РАС начали называть «детьми дождя». Великолепный фильм, навсегда изменивший отношение общественности к проблеме детей с аутизмом. 

2 апреля – Всемирный день распространения информации об аутизме, ведь именно информация о РАС может помочь понять особенных людей и дать им возможность жить полноценной и содержательной жизнью. В мире диагностируют 2% детского населения мира, страдающих аутизмом. С каждым годом внимание к проблемам аутизма увеличивается, что способствует появлению специалистов, которые помогают семьям, где есть дети или взрослые люди с аутизмом; огромную поддержку оказывают благотворительные фонды, куда обращаются родители детей-аутистов.

Появление в семье особенного ребёнка – тяжёлое испытание на всю жизнь, так как аутизм невозможно вылечить, можно только скорректировать состояние заболевания. Сначала родители проходят стадию принятия и осознания, что их ребёнок никогда не вылечится, а затем включаются в борьбу с болезнью. Каждый жест, улыбка, взгляд и слово становятся хоть и маленькими, но важными победами.

Ребёнок, страдающий аутизмом, живёт в собственном мире, он плохо понимает и воспринимает события, происходящие вокруг, избегает общения с людьми, в том числе с родителями, может не реагировать на обращённую к нему речь, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха. Несмотря на многие «странности», аутичный ребёнок может быть высокоинтеллектуальным и даже проявлять гениальные способности в какой-либо области. 

Причины

Учёным не удаётся достоверно установить причины заболевания. Эта патология не имеет чёткого механизма проявления на молекулярном и клеточном уровне. Болезнь возникает из-за того, что разные части мозга не работают вместе. Факторы, которые могут вызвать заболевание: наследственность, внутриутробные инфекции, врождённые патологии, нарушение жирового обмена матери, хромосомные аномалии.

Симптомы

Наиболее общие симптомы аутизма у детей можно разделить на три группы:

• слабое развитие взаимодействия с окружающим миром: отсутствие интереса к ровесникам, эмоций к родителям, интереса к играм с выраженными социальными ролями, способности к выражению собственных чувств – сказывается на недоразвитии речи;

• недостаток взаимной коммуникации: отсутствие зрительного контакта, реакций на обращённую речь, ответной улыбки на улыбку окружающих, скудная мимика и ограниченная жестикуляция;

• слабый уровень развития воображения, что находит своё отражение в достаточно узком спектре поведенческих привычек. Повторение монотонных действий, которое чаще называется стереотипным поведением. Аутичный малыш на протяжении нескольких часов может открывать и закрывать дверь, кружиться вокруг своей оси, пожимать плечами.

Диагностика аутизма

Поскольку задержка лечения может повлиять на долгосрочный результат, ребёнка следует незамедлительно показать специалисту при наличии любого из следующих признаков:

• В год ребёнок ещё не лепечет.

• В год ребёнок не жестикулирует (не указывает рукой на предметы, не машет рукой на прощанье и т. п.).

• К 16 месяцам не выговаривает слов.

• К 2 годам не произносит спонтанно фразы из двух слов.

Если в любом возрасте происходит потеря какой-либо части языковых или социальных навыков.
Диагноз может быть поставлен только детским психоневрологом после тщательного обследования малыша, после чего родителям нужно определиться с программой дальнейшего обучения и развития ребёнка.

Аутизм не лечится, однако при помощи способов коррекции заболевания можно значительно улучшить состояние и помочь ребёнку максимально адаптироваться в окружающем мире. 

Специалист по коррекционной работе с особенными детьми, педагог-психолог Наталья Войнова отмечает: «Родителям важно чувствовать своего ребёнка, любить и верить в него. Его следует брать везде с собой, развивать, разговаривать, спрашивать. Иногда даже заставлять делать то, что жизненно необходимо. Если он молчит, как вам кажется, не слышит вас, это вовсе не означает, что он это не понимает. Скорее всего, он накапливает знания, и, если продолжать трудиться и не сдаваться, однажды можно услышать его голос. Стоит отметить, что родители также нуждаются в поддержке и психологической помощи, ведь они зачастую чувствуют себя брошенными и ненужными, испытывают стыд и неловкость за странности в поведении ребёнка».

Рекомендации для родителей детей с РАС

• Научиться быть родителями особенного малыша, при воспитании которого возникает масса вопросов. Важно обратиться за помощью к специалистам, которые смогут помочь установить контакт с ребёнком, научат решать насущные бытовые проблемы и работать с его поведением. Существуют специальные программы и методы, направленные на раннюю помощь семьям, где есть дети с РАС.

• Запастись терпением и осознать, что результаты будут не сразу.

• Позаботиться о создании благоприятной обстановки для ребёнка, чтобы он мог полноценно развиваться и существовать в обществе – стресс и постоянные перемены окружающего мира способны сильно усугубить состояние малыша.

• Разработать ежедневное расписание дня и как можно строже его придерживаться, это позволит ребёнку чувствовать больше контроля над окружающей средой. 

• Создать семейные ритуалы, направленные на формирование стереотипов поведения в различных ситуациях для обеспечения спокойствия и уверенности ребёнка. Выполнять их в строгой, заведённой раз и навсегда последовательности различных повседневных процедур.

• Следует избегать двух крайностей: с одной стороны – проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с другой – постановки завышенных требований, которые ребёнок не в состоянии выполнять, в сочетании с жёсткостью и наказаниями. Родителям необходимо понимать, что улучшение состояния малыша зависит в значительной мере от терпеливого, принимающего и последовательного отношения к нему.

• Важно помочь ребёнку в сложных условиях раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сделать его максимально приспособленным к самостоятельной жизни и пусть простой, но полезной профессиональной деятельности.

• Вовлекать в процесс воспитания других родственников, обучать их всем необходимым знаниям обращения с особенным ребёнком. Вступать в сообщества родителей детей с диагнозом «аутизм», перенимать их положительный опыт и делиться своим, это помогает избавиться от чувства отчаяния и одиночества, вселяет надежду.

Будущее ребёнка с РАС зависит от выраженности симптомов, степени развития речи, интеллекта. При создании комфортных условий для аутиста, получении подходящей профессии, не связанной с общением с людьми, он может вести обычный образ жизни, не испытывая особых проблем. Многие известные люди с аутизмом не только благополучно справляются с болезнью, но и сумели достичь больших успехов в своей профессии. 
 

Наида Алиева/ г. Санкт-Петербург