26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

ВОПРОС-ОТВЕТ

НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЕТ ОТДЕЛ ФЕТВ МУФТИЯТА РД ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ

Есть БАДы, в которых содержится вытяжка из молодых рогов оленей (пантов). Однако известно, что она является наджасой и применять её можно лишь в трёх случаях: рекомендует врач, нет аналога, без неё нельзя выздороветь (БАДы обычно не относятся к этим категориям). Но говорят, что если высушить и перемолоть такие рога (в которых есть сосуды с кровью), то такое средство не считается харамом. Так ли это?
По мазхабу имама Шафии рога оленя считаются чистыми, если их срезали после его закалывания по нормам Шариата. Во всех остальных случаях рога считаются наджасой. Согласно мазхабу Абу Ханифы рога животных считаются чистыми независимо от условий, при которых их срезали. То же решение и в отношении продукции, которую изготавливают из рогов.

Можно ли мусульманину делать ставки на спорт («Фонбет» и др.)?
Азартные игры на деньги или другие ценные вещи, такие как розыгрыши лото, казино и подобные, где выигрыш зависит от случайного успеха, запрещены аятом: «О вы, которые уверовали! Поистине, опьяняющее [всё, что затмевает разум], аль-майсир (азартные игры), идолы, которым поклоняются многобожники, и стрелы (принятие решения по стрелам) являются мерзостью из деяний сатаны [грехом, который он разукрасил]. Сторонитесь же этого, чтобы вы оказались счастливыми и получили воздаяние» (сура «Аль-Маида», аят 90). Современные ставки в букмекерских конторах, например в «Фонбете», ничем не отличаются от азартных игр, таких как рулетка, игровые автоматы и прочее. С точки зрения нашей религии любые деньги, выигранные посредством азартных игр, считаются харамом, так как сами азартные игры являются харамом, о чём совершенно ясно говорится в вышеприведённом аяте. Современные ставки на спорт направлены на получение прибыли и ничем не отличаются от других видов азартных игр. Исходя из этого спортивные ставки являются харамом.

Как относится Ислам к cashback (это дополнительная функция пластиковой карты: рассчитываясь ею, владелец получает часть от потраченной суммы назад на свой счёт)?

Согласно определению этого термина, это не только дополнительная функция карты, а вознаграждение, которое вам выплачивает интернет-магазин в виде возврата процента от стоимости товара, который вы приобрели через него. Интернет-магазины по сути – посредники, которые продают товары своих партнёров; последние платят им вознаграждение, которым интернет-магазины и делятся с покупателями. Эту финансовую операцию, если так можно выразиться, можно смело отнести к  "джиг1алят"    – это вознаграждение либо поощрение за то или иное действие, обозначенное вознаградителем, которое получит выполнивший его. 

Чтобы я смог зарабатывать себе на жизнь некоторые средства, отец купил мне маленький магазинчик. Однако эта помощь со стороны отца, может быть, оказана за счёт средств, которые он получил в качестве взятки. Каково положение этого магазина?
В исламском Шариате существует такое понятие, как «запретное (харам) имущество». Также имеется понятие «сомнительное (шубха) имущество». От ан-Ну’мана бин Башира  передаётся: «Я слышал, как Посланник Аллаха  сказал: ‘‘Поистине, дозволенное (халяль) очевидно и запретное (харам) очевидно, а между ними находится сомнительное (шубха), относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь. А тот, кто занимается сомнительным, придёт и к совершению запретного, подобно тому пастуху, который пасёт своё стадо около закрытого места и вот-вот окажется там’’» (Бухари, Муслим). Запретное имущество – это то имущество, источником которого является нечто запретное. Например, в том случае, когда всё имущество человека является насильно удержанным у людей, украденным, заработанным на продаже алкоголя и тому подобным. Распоряжаться таким имуществом не имеет права никто и ни при каких обстоятельствах. Более того, такое имущество должно быть передано на общеполезные дела, если нет возможности вернуть имущество его настоящим хозяевам. Что же касается сомнительного имущества, то к нему относится имущество, смешанное из дозволенного и запретного. Скорее всего, имущество вашего отца относится именно к такой категории (сомнительного). Следовательно, вам дозволяется принять от отца такую помощь и расходовать это имущество на дозволенные дела, какие пожелаете. Однако, как говорится в вышеприведённом хадисе Пророка , отказавшись от такой помощи, вы можете очистить свою религию и честь от сомнительного. А тот, кто распоряжается сомнительным, близок к тому, чтобы впасть в запретное.

В чём мудрость того, чтобы после омовения троекратно читать суру «Аль-Кадр»? Это сунна или совет кого-то из праведников?

Авторитетного учёного (особенно в области хадисоведения) Джалалуддина ас-Суюти спросили: «Дошло ли до нас от Пророка  что-либо насчёт желательности чтения суры «Аль-Кадр» после омовения? И какова степень достоверности этого хадиса?» На что тот ответил: «Дайлами передаёт от Анаса , что Пророк  сказал: «Кто прочитает после омовения суру «Аль-Кадр» один раз, тот достигнет степени праведных. А кто прочитает два раза, имя того напишут среди мучеников. А кто прочитает три раза, тот по воле Аллаха  на Махшаре в День суда будет с пророками». Однако в цепочке этого хадиса имеется некий Абу-Убайда, который относится к неизвестным». Аль-Уджхури в своих комментариях к книге АзЗуркани, которая, в свою очередь, тоже представляет собой комментарии к книге «Аль-Манзума аль-Байкуния», пишет следующее: «Если хотя бы один из передатчиков хадиса вызывает сомнения, то такой хадис является слабым». Имам Навави в своей книге «Аль-Азкар» пишет следующее: «Знай же, если до человека дошёл хадис о фазаилуль амаль, то есть о желательных действиях, соответствующих принципам Шариата и совершать которые Шариат побуждает (подобно зикру, молитве и чтению Корана), то ему желательно следовать этому хадису хотя бы один раз, чтобы быть из числа тех, кто следует хадисам. Такие хадисы полностью игнорировать не следует, наоборот, необходимо стараться следовать им по мере своих возможностей, так как Пророк  в достоверном хадисе говорит: «Когда я вам что-то повелеваю, то исполняйте из этого повеления то, что вы в состоянии исполнить». Учёные-хадисоведы, учёные фикха и другие учёные единогласно утверждают, что можно и желательно следовать слабым хадисам, где речь идёт об одобряемых деяниях, о побуждении к благому и предостережении от плохого (если они не вымышленные). 

 Можно ли совершать зуханамаз тогда, когда есть возможность, или обязательно каждый день?

Ежедневное совершение зуха-намаза относится к очень желательным деяниям мусульманина. Но если не получается, совершайте по мере возможностей.