25 июля
2024 года
поделиться
Категория: История

Последние приготовления перед сражением

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах.)

Поставив этот отряд на горе и отдав столь строгие приказы, Посланник Аллаhа ﷺ закрыл для кавалерии многобожников единственный путь, которым они могли воспользоваться для нападения на мусульман сзади и начать их обход и окружение. 

Что же касается прочих частей войска, командовать правым крылом Пророк ﷺ назначил аль-Мунзира бин Амра رضي الله عنه, а левым – аз-Зубайра бин аль-Аввама رضي الله عنه, помогать которому должен был аль-Микдад бин аль-Асвад رضي الله عنه. Аз-Зубайр должен был сдерживать атаки кавалерии мекканцев под командованием Халида бин аль-Валида. 

В первые ряды мусульман были поставлены лучшие воины, известные своим мужеством и отвагой и стоившие тысяч других. Это был мудрый и точный план, в котором нашла своё выражение гениальность Пророка ﷺ как военачальника. 

Посланник Аллаhа ﷺ занял на поле боя наилучшую позицию, несмотря на то, что пришёл туда позже врага. Справа и сзади его войска были защищены горами, а слева и с тыла он перекрыл единственный путь нападения на свои войска во время боя. Свой лагерь он устроил на возвышенности, что само по себе могло служить мусульманам защитой в случае поражения и избавляло их от необходимости бегства, в результате которого они могли бы попасть в руки преследующего их врага и оказаться в плену. Кроме того, это позволяло нанести врагам тяжёлые потери, если бы они вздумали занять его лагерь и приблизиться к нему. С другой стороны, его действия вынудили врагов занять позиции в низине, в результате чего в случае победы им было бы весьма затруднительно воспользоваться её плодами, а в случае поражения им было бы так же трудно уходить от преследования мусульман. И, наконец, численное превосходство врага Пророк ﷺ компенсировал тем, что выбрал из числа своих сподвижников лучших и самых смелых людей, известных своей доблестью. Так завершилась расстановка сил в субботу утром, 7 числа месяца Шавваль 3 года хиджры (мусульманского летоисчисления). 

Посланник Аллаhа  воодушевляет воинов 

Пророк ﷺ запретил людям вступать в бой без его приказа. Затем, надев панцирь, защищавший его спереди и сзади, он стал призывать сподвижников на бой и побуждать их к терпению и стойкости перед лицом врага. Стараясь воодушевить сподвижников и придать им отваги, Посланник Аллаhа v обнажил свой меч и обратился к ним с вопросом: «Кто возьмёт у меня это, как следует (возьмёт, чтобы сражаться, пока Аллаh ﷻ не дарует мусульманам победу, либо умереть)?» – и люди бросились к нему, чтобы взять его. Среди них были Али бин Абу Талиб رضي الله عنه, аз-Зубайр бин аль-Аввам رضي الله عنه и Умар бин аль-Хаттаб رضي الله عنه. Подбежал к нему и Абу Дуджана Симак бин Харша رضي الله عنه, который спросил: «А что значит “как следует”, о Посланник Аллаhа ﷺ?» Пророк ﷺ пояснил: «Это значит, что ты должен рубить им врагов, пока они не согнутся». И тогда он сказал: «Я возьму его, как следует, о Посланник Аллаhа ﷺ!» – и Пророк ﷺ отдал этот меч ему. 

Абу Дуджана رضي الله عنه был смелым человеком, любившим показать себя во время боя. У него была красная повязка, и если он обвязывался ею, люди знали, что он будет сражаться насмерть. Взяв этот меч, он обвязал голову своей повязкой и стал гордо вышагивать между двумя рядами воинов, и тогда Посланник Аллаhа r сказал: «Аллаh ﷻ гневается, когда так ходят, во всех случаях, кроме этого!» 

Построение мекканского войска 

Что же касается многобожников, они выстроили свои войска рядами. Общее командование ими осуществлял Абу Суфьян Сахр бин Харб, который находился в центре. Командиром правого крыла был назначен Халид бин аль-Валид, который в то время ещё не принял Ислам, левым крылом назначили командовать Икриму бин Абу Джахля, пехотой – Сафвана бин Умайю, а лучниками – Абдуллаха бин Абу Рабиа. Знамя несли люди из рода Бану Абд ад-Дар, что являлось их почётной обязанностью с тех пор, как сыновья Абду Манафа распределили между собой эти обязанности, унаследованные ими от Кусайи бин Киляба. 

В соответствии с традициями, передававшимися из поколения в поколение, никто не мог претендовать на место знаменосца, кроме представителей этого рода.

Однако Абу Суфьян напомнил им о поражении курайшитов при Бадре, когда их знаменосец ан-Надр бин аль-Харис попал в плен. Желая разжечь в них гнев и ярость, сказал им: «О Бану Абд ад-Дар, в день Бадра наше знамя было у вас, и нас постигло то, о чём вам известно. В первую очередь атаки ведутся именно на знамёна, и пока их держат высоко, продолжают держаться и воины. Поэтому вы должны либо защищать наше знамя, либо отдать нам его, и мы вас от него избавим (возьмём на себя ответственность за охрану знамени, если вы не способны на это)».

Абу Суфьяну удалось достичь своей цели, так как, услышав его слова, люди из рода Бану Абд ад-Дар впали в сильнейший гнев, чуть не набросились на него и стали угрожать ему, говоря: «Так ты хочешь, чтобы мы отдали тебе наше знамя?! Когда мы встретимся с ними завтра, ты увидишь, как мы станем себя вести!» – и во время боя они действительно проявили стойкость. 

Политические манёвры курайшитов 

Незадолго до начала сражения курайшиты предприняли попытку внести раскол в ряды мусульман. Абу Суфьян направил к ансарам (сподвижникам Пророка ﷺ из числа жителей Медины) гонца со следующим предложением: «Оставьте нас наедине с сыном нашего дяди, и мы уйдём от вас, ибо нет нам нужды сражаться с вами». 

Что представляли собой эти попытки по сравнению с верой, которая была тяжелее гор? Ансары дали ему резкий ответ, заставив Абу Суфьяна услышать то, что ему не понравилось. 

Между тем подошло время начала битвы, и войска стали сближаться. В этот момент курайшиты предприняли ещё одну попытку, преследуя всё ту же цель. К ним явился предатель Абу Амир аль-Фасик, которого звали Абду Амр бин Сайфи. Его называли «монахом», однако Посланник Аллаhа ﷺ говорил про него – «фасик» (нечестивец), и во времена до прихода Ислама (джахилия) он являлся предводителем племени Авс. Он не мог примириться с появлением Пророка ﷺ в Медине и открыто проявлял враждебность по отношению к нему. Покинув Медину, он явился к курайшитам в Мекку и стал подстрекать их сразиться против Посланника Аллаhа ﷺ, пообещав им поддержку соплеменников. Он первым вышел навстречу мусульманам, находясь в группе среди различных племён и рабов-мекканцев, и обратился к ним со словами: «О авситы, я – Абу Амир!» В ответ ему они закричали: «Да не принесёт Аллаh ﷻ блага никому, кто последовал за тобой, о фасик!» 
Эти попытки указывали на то, что курайшиты боялись мусульман, несмотря на то, что превосходили их числом и были лучше экипированы.

Жёны курайшитов под руководством жены Абу Суфьяна – Хинд бинт Утба – тоже не остались в стороне от этого сражения. Они ходили между рядами воинов и били в бубны, воодушевляя мужчин, побуждая их к бою и стараясь вызвать гнев. Они обращались к знаменосцам, говоря: «О Бану Абд ад-Дар, о защитники ваших наследников, рубите своими острыми мечами!» А к остальным своим соплеменникам они обращались с такими словами: «Если вы пойдёте вперёд, мы будем обнимать вас и положим на постели подушечки, если же вы отступите, мы уйдём от вас, как уходят от презренных!» 

(Продолжение следует.)

Адиль Ибрагимов