28 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Последние приготовления к сражению

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах.)

Пророк ﷺ разделил своё войско на три отряда: отряд мухаджиров, знамя которого было вручено Мусабу бин аль-Абдари رضي الله عنه; отряд авситов из числа ансаров (сподвижники Пророка ﷺ из числа жителей Медины), знамя которого было вручено Усайду бин Худайру v; отряд хазраджитов из числа ансаров, знамя которого было вручено Хаббабу бин аль-Мунзиру رضي الله عنه. 

В этом войске насчитывалась тысяча бойцов, сто человек из которых имели доспехи, а кавалерия мусульман состояла из пятидесяти всадников, но, по некоторым сообщениям, у них не было ни одного всадника. Проводить молитвы с оставшимися в Медине людьми Пророк u поручил Ибн Умм Мактуму رضي الله عنها, после чего позволил людям выступать в путь, и армия двинулась на север. Во время этого перехода перед Посланником Господа ﷺ ехали оба Саада رضي الله عنه, которые были закованы в доспехи. 

Смотр войск 

Достигнув места под названием Шайхан, Пророк ﷺ произвёл смотр своего войска, вернув назад тех, кого он посчитал слишком молодыми и неспособными участвовать в сражении. Среди них были Абдуллах бин Умар бин аль-Хаттаб رضي الله عنه, Усама бин Зайд رضي الله عنه, Усайд бин Захир رضي الله عنه, Зайд бин Сабит رضي الله عنه, Зайд бин Аркам رضي الله عنه, Араба бин Авс رضي الله عنه, Амр бин Хазм رضي الله عنه, Абу Саид аль-Худри رضي الله عنه, Зайд бин Хариса аль-Ансари رضي الله عنه и Саад бин Хабба رضي الله عنه. Кроме того, среди них находился и аль-Бара бин Азиб رضي الله عنه, однако хадис, который передаётся с его слов и приводится аль-Бухари, указывает на то, что в этот день он всё же принимал участие в этом бою. Что же касается Рафиа бин Хадиджа رضي الله عنه и Самуры бин Джундуба رضي الله عنه, то, несмотря на их юный возраст, Пророк ﷺ разрешил им остаться. Рафиа бин Хадидж хорошо стрелял из лука, и когда Посланник Господа ﷺ позволил ему принять участие в бою, Самура сказал: «Я сильнее, чем Рафиа, и могу победить его!» Тогда Посланник Аллаhа ﷺ велел им побороться, и после того как Самура победил Рафиа, Пророк ﷺ позволил остаться им обоим. 

Ночёвка между Ухудом и Мединой 
Наступило время предзакатной (аср) молитвы. Пророк ﷺ совершил сначала коллективно со сподвижниками предзакатный намаз. А потом и вечернюю молитву, после чего решил остаться там на ночь. Он выбрал пятьдесят человек для охраны, которым всю ночь предстояло ездить вокруг лагеря, поставив во главе их Мухаммада бин Масламу аль-Ансари رضي الله عنه. Что же касается Заквана бин Абд Кайса رضي الله عنه, то он отвечал за охрану самого Посланника Аллаhа ﷺ. 

Абдуллах бин Убайй и его товарищи выходят из повиновения 

Незадолго до зари Пророк ﷺ двинулся в путь и совершил утреннюю молитву в аш-Шавте, в непосредственной близости от врагов, которые видели его, и он видел их. Там же лицемер Абдуллах бин Убайй вышел из повиновения, покинул лагерь и увёл с собой триста человек, что составляло почти треть воинов, сказав: «Мы не понимаем, ради чего нам губить себя!» – выдвинув в качестве формального довода то, что Посланник Господа ﷺ не захотел принять его мнение и согласился с мнением других. Однако не приходится сомневаться, что истинной причиной ухода этого лицемера было вовсе не это, поскольку в подобном случае для него не было вообще никакого смысла покидать город вместе со всеми и он отделился бы от них с самого начала. Главная его цель состояла в том, чтобы в этих крайних обстоятельствах вызвать смятение и расстройство в рядах мусульманской армии на виду у её врагов, увести от Пророка ﷺ основную часть воинов и тем самым понизить моральный дух оставшихся, при виде чего их враги должны были воодушевиться.

Всё это должно было привести к быстрому поражению Пророка ﷺ и его верных сподвижников, после чего этот лицемер и его приспешники снова получили бы возможность главенствовать в Медине. И Убайю действительно почти удалось осуществить часть того, к чему он стремился. Так, например, представители родов Бану Хариса из числа авситов и Бану Салама из числа хазраджитов решили, что всё потеряно.  Однако, несмотря на то, что они поддались панике и уже решили отступить, Всевышний Господь укрепил их, и о них сказано в Коране (смысл комментария): «И (когда тысяча мусульман предстала перед трёхтысячным войском неверующих) два отряда среди вас готовы были пасть духом.  Но Аллаh ﷻ – их Покровитель, и  пусть же верующие уповают только на Аллаhа ﷻ» (сура «Али Имран», аят 122). 

Отец Джабира бин Абдуллаха رضي الله عنه, Абдуллах бин Харам رضي الله عنه, попытался напомнить этим лицемерам о том, как они должны были вести себя в подобных обстоятельствах, и последовал за ними, порицая их, побуждая вернуться. На это они ответили: «Если бы мы знали, что будет битва, то обязательно пошли бы с вами». Тогда Абдуллах бин Харам رضي الله عنه покинул их со словами: «Да отдалит вас Аллаh ﷻ от Себя, о враги Аллаhа ﷻ, и да избавит Он от необходимости в вас Своего Пророка ﷺ». 

О них Всевышний рассказал в Коране (смысл комментария): «И то, что случилось с вами в день, когда встретились два войска (при Ухуде), произошло с позволения Аллаhа ﷻ для того, чтобы выявить верующих и лицемеров. Им сказали: «Вернитесь и сразитесь на пути Аллаhа ﷻ или хотя бы защитите себя». Они ответили: «Если бы мы знали, что будет битва, то обязательно пошли бы с вами». В тот день были они ближе к неверию, чем к вере. Они говорят своими устами то, чего нет в их сердцах. И Аллаh ﷻ знает всё, что они скрывают» (сура «Али Имран», аяты 166–168). 
 
Остатки мусульманской армии направляются к Ухуду 

После ухода лицемеров Пророк ﷺ вместе с оставшимися семьюстами воинами продолжал двигаться на врагов, лагерь которых во многих местах перекрывал собой дороги, ведущие к Ухуду. Посланник Аллаhа ﷺ спросил: «Кто сможет привести нас к ним как можно ближе?» Абу Хайсама رضي الله عنه сказал: «Я, о Посланник Аллаhа ﷺ», – и повёл мусульман по короткому пути, который проходил по земельным участкам рода Бану Хариса, и мусульмане смогли обойти многобожников с востока. Посланник Аллаhа ﷺ остановился на склоне горы Ухуд, в одном из ущелий, где разбил свой лагерь, повернувшись в сторону Медины и оставив позади себя гору Ухуд. Так вражеская армия оказалась между Мединой и мусульманами. 

План обороны 

Посланник Господа ﷺ подготовил своё войско, выстроив его в боевые порядки. Из числа воинов он отобрал отряд искусных лучников в составе пятидесяти человек, поставив во главе него Абдуллаха бин Джубайра  رضي الله عنه. Пророк ﷺ приказал им сосредоточиться на склонах горы, стоящей на южном берегу ущелья Канат и впоследствии получившей название Джабаль ар-Румат (Гора лучников). Эта гора находилась к юго-востоку от лагеря мусульман, на расстоянии примерно 150 метров от пункта управления мусульманской армией. Цель этого разъяснил сам Посланник Аллаhа ﷺ, который, обращаясь к лучникам, сказал: «Отгоняйте от нас кавалерию стрелами, чтобы она не зашла к нам в тыл. Оставайтесь на своём месте независимо от того, будем мы побеждать или проигрывать. А мы будем знать, что с вашей стороны на нас не нападут». В другой версии хадиса говорится, что Пророк ﷺ сказал лучникам: «Защищайте нас сзади и не приходите к нам на помощь, даже если вы увидите, что нас будут убивать. Если же вы увидите, что мы захватили добычу, не присоединяйтесь к нам». 

(Продолжение следует.)

Адиль Ибрагимов