19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

О смысле, сущности и содержании труда в Исламе

«О сын Адама! Я – твой новый день, и я – свидетельствую перед Аллахом ﷻ о твоих деяниях в этот день. Воспользуйся же мной, ведь, поистине, я не вернусь до Судного дня». Хадис Кудси

 Ислам как динамично развивающаяся конфессия оказал большое влияние на развитие государства и права целого ряда стран Востока. А это вызывает интерес у многих исследователей к проблемам изучения и отношения к труду мусульманской религии, что позволит понять особенности развития мусульманских государств.

 Из ряда положений Корана и Сунны следует, что, во-первых, труд является обязанностью члена общества; вовторых, исламское государство должно предоставлять необходимую работу каждому трудоспособному человеку; в-третьих, трудящиеся имеют право требовать справедливую оплату за свой труд и нормальные условия труда. Пророк ﷺ сказал: «Носить на себе вязанки дров и продавать их лучше для вас, чем идти к человеку, которому Аллах ﷺ дал богатство, и просить у него на хлеб, не зная, даст он или не даст» («Фатх аль-Бари»).

 Следует подчеркнуть, что отказ от работы по причине поклонения Всевышнему осуждается в мусульманской религии. Подвергаются большому осуждению те, кто, будучи здоровыми и трудоспособными, занимаются попрошайничеством, содержа себя и своих домочадцев на милостыню. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не разрешено брать милостыню как богатому, так и трудоспособному» (Тирмизи). 

 Пророк ﷺ вёл борьбу с попрошайничеством и запретил мусульманам заниматься им, считая такое деяние унижением чести и достоинства человека: «Каждый, кто просил милостыню у людей для личного обогащения, будет в День Воскресения с оцарапанным лицом есть раскалённые камни в Аду. И кто желает, пусть уменьшит это наказание, а кто желает – увеличит» (Тирмизи). Посланник Аллаха ﷺ сам стирал свою одежду, сам доил своих овец, штопал одежду, ремонтировал, прибирался дома, чистил и кормил своего верблюда, садился и ел вместе со своим слугой, вместе с ним замешивал тесто, сам доносил до дома то, что покупал на рынке.

 Однажды, когда он купил на базаре бельё, находившийся рядом с ним Абу Хурайра رضي الله عنه предложил помочь донести ношу до дома, но Пророк ﷺ возразил: «Человеку лучше самому носить свои вещи. И только если он не в состоянии сделать это, он может прибегнуть к помощи своего брата».  

 У шейха накшубандийского тариката Мухаммада сына Сааду-хаджи   есть прекрасные высказывания на тему труда:

– Даже обычные дела становятся поклонением, если делать их в соответствии с Сунной Пророка ﷺ и намерением следовать ей. К примеру, большинство действий, которые мы совершаем, совершал и Хабиб ﷺ: он ел, спал, просыпался и т. д. Если делать всё это без намерения, то пользы не будет. Но если все эти действия совершать с намерением следовать за Пророком ﷺ, то они превращаются в поклонение и за них даётся огромное воздаяние.

– Чтобы работа и достаток были дозволенными, намерение должно быть чистым, искренним.

– Шейх накшубандийского тариката Мухаммадариф-афанди   говорил, что в книгах не написано, чтобы человек, бросив работу и семью, постоянно находился в поклонении.  

 Как видим, во все времена труд рассматривался как главное условие существования человека, обеспечения его жизнедеятельности. В процессе труда человек создаёт духовные и материальные ценности, выступает носителем и исполнителем определённых функций, прав и ответственности, реализует себя как специалист и развивается как личность.

 Разумеется, труд может восприниматься как чисто внешняя обязанность, но в то же время он может быть 
и источником глубокого внутреннего удовлетворения. Скептик мог бы возразить, что такие утверждения лишены психологического оправдания. Человек трудится, дескать, не потому что испытывает удовлетворение и потребность быть полезным другим, а потому что обязан это делать: он нуждается в средствах для жизни, источником которых в нашем обществе может быть только труд.

 Потребности же в труде у человека быть не может. Труд представляется для большинства людей средством обеспечения жизненно необходимых благ; при их наличии необходимость в дальнейшем труде отпадает. Бесспорно, в мотивации труда у каждого из нас фигурирует и этот аспект: труд есть источник добывания средств, необходимых к существованию. Но этим не всё сказано. Смысл труда сводится не только к этому. Можно подвергнуть нашего скептика простому испытанию, поместив его для очевидности в упрощённую ситуацию.

 Представим себе, что ему предложили хорошо оплачиваемую и несложную работу. Он ежедневно копает лунки для посадки деревьев, а его напарник во вторую смену их закапывает. И так каждый день. Оплата труда и работа удовлетворяют нашего скептика. С этой точки зрения и труд, и оплата соответствуют его пожеланиям. Но можно ли его представить удовлетворённым и счастливым? Можно ли поверить, что полная абсурдность такого труда, отсутствие смысла и общественной полезности того, что он делает, никак его не задевает, не влияет на него отрицательно? Мы вправе думать, что такая ситуация повергла бы его в отчаяние. Не только обществу нужно, чтобы труд его членов был общественно полезным, но и сам человек психологически нуждается в том, чтобы его работа имела определённый смысл.

 Бессмысленность, абсурдность труда порождает специфически человеческую болезнь, даже если он материально вознаграждён. Такой труд ведёт к деградации человека, нарушению его психологического равновесия. Здесь налицо фундаментальный психологический закон: если усилие лишено смысла, оно изнуряет человека. Нередко тот или иной человек сетует на то, что выполняемая им работа бесполезна. И он искренен, выражая неудовлетворение таким положением дел. Говоря об этом, человек имеет в виду не свою личную выгоду, а бесполезность своего труда для общества. Содержание труда само по себе есть то, что должен каждый делать на работе.

Оно имеет ряд характеристик, существенно влияющих на отношение к нему, и среди них наиболее важными являются следующие:

1. Разнообразие или монотонность. Первое психологически стимулирует труд, второе порождает безразличие к нему.

2. Требуемая квалификация. Труд неквалифицированный вызывает меньшую удовлетворённость, чем труд, требующий высоких профессиональных качеств, знаний, склонностей, опыта. Чем выше квалификация работника, тем больше возможностей для роста удовлетворённости трудом. Необходимо, однако, уточнить, что это справедливо только при условии, если требуемая квалификация соответствует индивидуальным способностям. В противном случае это может стать источником психологических трудностей и неудовлетворённости.

3. Рутинный или новаторский характер труда. Труд, в большой степени стандартизованный, требующий заученных операций, не вызывает, как правило, удовлетворения. И наоборот, труд, требующий новаторского подхода, ставящий новые проблемы и тем самым создающий возможность творчества, изобретательства, приносит удовлетворение.

4. Руководство или исполнение. Простой исполнительский труд, естественно, менее удовлетворяет, чем труд руководителя. Руководящая деятельность обладает рядом характеристик, делающих этот труд интересным: многообразие задач и действий (принятие решений, организация, координация, контроль), более активное использование интеллектуальных способностей, контакты с людьми, рост авторитета и престижа.

5. Соответствие или несоответствие труда индивидуальным способностям и таланту. С точки зрения таланта, способностей, интересов, люди сильно отличаются друг от друга. Одних устраивает работа с людьми, у них талант организатора, другим подходит работа большей частью в одиночестве, одни увлекаются техникой, другие – искусством. Отсюда необходимость соответствия характера деятельности интересам, способностям, талантам каждого. Как видим, труд представляет собой существенную сферу жизнедеятельности каждого из нас. Он поглощает большую долю наших жизненных сил и существенно воздействует на все остальные стороны нашей повседневной жизни, влияет на жизнь в целом.

МУХАММАД БУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ
ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, АКАДЕМИК МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ НАУКИ И ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА