05 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.12.2023 (по Ханафи)

1.Если в намазе совершил ошибку (упустил ваджиб) и забыл совершить перед саламом земной поклон забывчивости (саджда-сахви), можно ли после намаза его восполнить?

Если молящийся забыл совершить саджда-сахви и после салама поговорил или же вышел из мечети, то необходимость выполнения земного поклона забывчивости отпадает. Однако если после салама (по завершении намаза) он ещё не заговорил, то может вернуться к намазу и совершить саджда-сахви, даже если отвернулся от киблы. Но если он помнил, что должен сделать саджда-сахви, но не сделал, и отвернётся от киблы, тогда обязанность по выполнению земного поклона забывчивости отпадает, и такой намаз лучше совершить заново.
(«Дурар уль-Мухтар»)

2.Муж дал развод жене один раз, после этого прошло три месяца. Она по-прежнему является ему женой или нет? Каковы последствия такого развода? 

После того как муж дал жене развод, у неё начинается срок идды. Идда – это срок, в течение которого она не может выйти замуж за другого человека. Этот срок заканчивается после того, как прошло три полных менструальных цикла с момента развода. Если муж дал жене развод один или два раза и до истечения срока идды вернул её, то она остаётся его женой и повторное совершение никяха не требуется.

Для возврата своей второй половины мужу достаточно сказать, например, что он вернул её; также это могут быть действия – половой акт, поцелуи  со страстью, ласки. В этих случаях она вновь становится его женой.

Если же он не вернул её в течение срока идды ни словом, ни действием, то она перестаёт быть его женой, и для того, чтобы она снова стала ею, им необходимо заново заключить мусульманское бракосочетание (никях).

Если же муж даст жене три развода, то он уже не может её вернуть.
(«Любаб фи шарх иль-Китаб»)

3. Чем халяльная курица отличается от нехаляльной?

Халяльное – это мясо животного или птицы, заколотых по нормам религии. Не заколотое с соблюдением религиозных предписаний животное считается мертвечиной. Всевышний Аллаh запретил в пищу мертвечину. В Коране по этому поводу сказано (смысл комментария): «Поистине, Он (Аллаh I) запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото не ради Аллаhа I…» (сура «Аль-Бакара», аят 173). 
Следовательно, употреблять в пищу нехаляльное мясо является запретным.
(«Радд уль-Мухтар»)

4.Сколько действий в намазе приводят к его нарушению?

Намаз нарушается при совершении трёх и более одновременных, совершённых друг за другом посторонних движений в одном ракаате. Под словом «посторонние» имеются в виду такие действия, которые не относятся к движениям намаза. Например, три шага, вытирание лица три раза или чесание одного места три раза. 
(«Мараки ль-Фалях»)

5.Можно ли в мечети совершать намаз вторым джамаатом? Когда я захожу в мечеть, могу ли я присоединиться ко второму джамаату, если они уже начали, или мне следует совершать намаз отдельно?

Что касается совершения намаза вторым джамаатом, то в различных случаях решения  разные.

В следующих четырёх случаях совершать намаз вторым джамаатом не только разрешено, но и предпочтительно:

1. Если мечеть является «масджиду тарик» (дословно: «дорожная мечеть»). Другими словами, мечеть используется путниками, и у неё нет назначенного имама и определённой группы прихожан, которые регулярно совершают в ней намаз.

2. Когда в мечети нет назначенного имама и муэдзина.

3. Если в мечети населённого пункта, в которой есть назначенный имам, определённая группа прихожан не из числа местного населения совершила намаз первым джамаатом.

4. Когда в мечети какого-либо населённого пункта местные жители совершили намаз первым джамаатом, не произнося или не провозглашая азан.

Совершение намаза вторым джамаатом не разрешается (макрух тахрими): 

1. Когда в мечети какого-либо населённого пункта местные жители совершили намаз первым джамаатом с оглашением азана и второй джамаат также совершает намаз с азаном.

 2. Если в мечети населённого пункта местные жители совершили намаз первым джамаатом с оглашением азана, а второй джамаат совершает намаз без азана, и имам второго джамаата стоит в центре ряда (сафф) мечети или во дворе, в любом месте на территории мечети. Другими словами, стоять в центре ряда означает стоять на одной линии с михрабом (так как михраб находится в центре мечети).

В отношении следующего случая учёные не имеют единого мнения:

1. Если в мечети населённого пункта местные жители совершили намаз первым джамаатом с оглашением азана, а второй джамаат читает без азана, имам не стоит в центре ряда мечети или её двора, то есть не стоит на одной линии с михрабом. Другими словами, имам второго джамаата стоит либо с правой, либо с левой стороны в мечети или во дворе мечети.

В отношении данного случая существуют разногласия. Согласно более аргументированному мнению, совершение намаза вторым джамаатом в вышеприведённом случае порицается (макрух танзихи). Согласно другому мнению, это разрешено. Однако оба мнения объединяет то, что за совершение намаза вторым джамаатом не будет вознаграждения как за коллективный намаз.

Однажды Посланник Аллаhа r вышел из мечети, чтобы примирить неких людей. Когда он вернулся, люди уже совершили намаз. Пророк r отправился к себе домой, собрал свою семью и совершил намаз вместе с ними. Если бы за совершение намаза вторым джамаатом в мечети была какая-то награда, то Посланник Господа r вряд ли не воспользовался бы этим благом.
 
Примечание: Если вы не успели на намаз первого джамаата, то в первых четырёх случаях, упомянутых выше (когда совершение намаза вторым джамаатом разрешено), вы можете присоединиться ко второму джамаату или можете стать имамом.

Во втором случае, когда нельзя совершать вторым джамаатом, следует не присоединяться ко второму джамаату. Вместо этого вы можете:

1. Попытаться совершить намаз джамаатом в другой мечети, если это возможно.
2. Совершить намаз индивидуально в той же мечети.
3. Совершить намаз коллективно вместе со своей семьёй дома.

Если другие братья по вере хотят совершить намаз вторым джамаатом и настаивают на том, чтобы вы были имамом, любезно объясните им позицию ханафитского мазхаба по этому вопросу. Однако если есть опасение, что могут быть разногласия и раздоры, то вы можете присоединиться ко второму джамаату и быть его имамом. Это возможно только в том случае, если во время намаза вторым джамаатом не будет провозглашён азан, а имам не будет стоять в центре ряда – внутри мечети или во дворе.
(«Дурар уль-Мухтар»)

6.Надо ли совершать 2 ракаата суннат-намаза перед утренним (фаджр) намазом, если я проспал сам обязательный намаз и проснулся лишь после 
восхода солнца?

Если вы проспали и возмещаете намаз до наступления времени зенита, то вам надо возместить и эти 2 ракаата сунната вместе с фарзом. Если же вы совершаете или возмещаете пропущенный фаджр-намаз после зенита или во время наступления времени обеденного зухр-намаза, то вам следует возместить только 2 ракаата утреннего фарз-намаза, не возмещая суннат-намаз. 
(«Ихтияр»)
 

Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62