10 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Всё о любимом Пророке ﷺ

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах.)

Посланник Аллаhа ﷺ время от времени расчёсывал волосы, делая это через день, не каждый день, чтобы мужчины не увлекались приукрашиванием своей внешности. В хадисе речь идёт именно о мужчинах, для женщин же приукрашиваться является желательным.

Разбирая хадисы Пророка ﷺ в этом разделе, следует различать два понятия: красота и приукрашивание. Посланник Господа ﷺ любил красоту и ухаживал за своим внешним видом столько, сколько в этом была необходимость, однако излишнее приукрашивание для мужчины порицаемо. 

У Пророка ﷺ на голове и в бороде было немного седых волос, всего около 17. У Анаса رضي الله عنه спросили: «Была ли седина у Посланника Аллаhа ﷺ?» Он ответил, что Всевышний не лишил Пророка ﷺ красоты даже в преклонном возрасте, и из седых волос было у него всего 17, в другой версии – 18. 

Как-то Абу Бакр رضي الله عنه спросил: «О Посланник Аллаhа ﷺ, ты поседел (у тебя появились седые волосы)?» Пророк ﷺ ответил: «Меня заставили поседеть суры «Худ», «Аль-Вакиа», «Аль-Мурсаляту», «Амма ятаса-алюн» («Ан-Наба’») и «Иза шшамсу куввират» («Ат-Таквир»). Эти суры содержат ужасы Судного дня, поэтому они вызвали у Пророка ﷺ большое переживание за свою общину. 

У Абу Хурайры رضي الله عنه спросили: «Красил ли Посланник Аллаhа ﷺ волосы?» Он отвечал: «Да». Однако нам известно, что, согласно многим достоверным версиям хадисов, Пророк ﷺ не красил волосы и не имел седину, чтобы была необходимость её закрашивать. 

Симак ибну Харб رضي الله عنه рассказывал: «Я слышал, как Джабир ибну Сумрат رضي الله عنه говорил, когда его спросили о седине Пророка ﷺ: “Когда он умащал голову маслом, то седины не было видно, а когда не умащал, то можно было разглядеть немного седины”». 

Этот рассказ указывает на то, что седых волос на голове Пророка ﷺ было так мало, что когда наносилось масло – они были незаметны. Все эти хадисы демонстрируют нам любовь сподвижников к Пророку ﷺ и их крайнюю внимательность ко всем деталям внешности Посланника Господа ﷺ.
Пророк ﷺ иногда красил бороду в жёлтый цвет, используя листья жёлтого дерева (растущего в Йемене) и шафрана (крокуса). 

Сподвижник Пророка ﷺ по имени Катада رضي الله عنه рассказывает, что он спросил у Анаса ибну Малика رضي الله عنه: «Красил ли Посланник Аллаhа ﷺ волосы?» Тот ответил: «Ему в этом не было необходимости. Ибо из седины у него было немного волос, которые росли на висках». 

Что касается окрашивания волос, учёные указывают, что желательно для этого использовать хну или другие вещества, придающие красноватый оттенок. 

Пророк ﷺ говорил: «Лучшее, что вы можете использовать для окрашивания седины, это хна и катму (растение, которое выдаёт красноватый цвет)» (ат-Тирмизи, Абу Давуд). Когда Посланник Аллаhа ﷺ совершал хадж, он, увидев много седины у отца Абу Бакра رضي الله عنه, сказал ему: «Измени это чем-нибудь, но избегай чёрного цвета» (Муслим).

Посланник Господа ﷺ один раз в месяц использовал наврат (средство для удаления волос) и в каждые 15 дней подстригал ногти. В другой версии хадиса говорится, что Пророк ﷺ подстригал ногти и укорачивал усы каждый пятничный день, перед тем как выйти на пятничный намаз.

Всё, что отделяется из частей тела человека, Посланник Господа ﷺ велел закапывать в землю, подобно человеку, которого хоронят после смерти, так как эти части заслуживают такого же почтения, как и сам человек.

От Анаса رضي الله عنه передаётся: «Я видел Посланника Аллаhа ﷺ, когда ему стриг волосы цирюльник. Сподвижники окружили его, и не успевал волос упасть с головы Пророка ﷺ, как он падал в руки сподвижников. 

 (Продолжение следует.)
 

Рашид Камалов