25 июля
2024 года
поделиться
Категория: История

Племя Бану Кайнука нарушает условия договора

Когда иудеи увидели, что Всевышний Господь помог мусульманам одержать победу в Битве при Бадре, после чего те обрели славу, силу и уважение в сердцах всех арабов, они стали испытывать сильную ярость.

Их враждебность по отношению к мусульманам приняла открытые формы.

Самым злобным ненавистником мусульман, причинившим им больше всего зла, был Кааб бин аль-Ашраф, а больше всего зла из трёх групп иудеев в целом причинили иудеи из племени Бану Кайнука. Они жили в самой Медине, в одноимённом квартале и в основном занимались изготовлением ювелирных украшений и сосудов. Кроме того, среди них было много кузнецов, чем и объяснялось наличие у всех мужчин большого количества оружия. Число их бойцов достигало 700 человек. Из всех иудеев Медины они отличались наибольшей отвагой, и они первыми нарушили условия договора. 

Произвол и провокация

После победы мусульман в Битве при Бадре произвол иудеев усилился, они всё чаще стали провоцировать мусульман, сеяли среди них смуту, насмехались над ними, наносили обиды каждому, кто появлялся на их рынке. Когда дело стало принимать серьёзный оборот, Посланник Аллаhа ﷺ собрал их и призвал вернуться к пути истины, предостерёг от опасных последствий произвола и враждебности, однако всё это только усилило их злобу и заносчивость. 

Ибн Аббас رضي الله عنه приводит: «После того как Посланник Аллаhа ﷺ разбил курайшитов в день Бадра и прибыл в Медину, он собрал иудеев на рынке Бану Кайнука и сказал им: «О иудеи, примите Ислам, пока не постигло вас то же, что постигло курайшитов!» Они сказали: «О Мухаммад ﷺ, не обольщайся тем, что ты уничтожил толпу курайшитов, неискушённых в военных делах. Если бы ты сразился с нами, то узнал бы, что мы за люди, и понял, что таких ты ещё не встречал!» И тогда Всевышний ниспослал нижеследующие аяты (смысл комментария): «Скажи (о Мухаммад ﷺ) неверующим: “Вы будете побеждены и собраны в Аду, и какое же это скверное место! Знамением для вас была встреча двух отрядов (при Бадре): один сражался на пути Аллаhа ﷻ, а другой – неверующие…”» (сура «Али Имран», аяты 12–13) (Абу Давуд). 

Ответ Бану Кайнука был равнозначен открытому объявлению войны, однако Пророк ﷺ сдержал свой гнев, а мусульмане проявили терпение и стали следить за дальнейшим развитием событий. Что же касается иудеев, то они осмелели ещё больше и не упускали ни одной возможности разжечь в Медине какие-нибудь волнения. 

Как-то раз одна арабка принесла свой товар на рынок Бану Кайнука и продала его там, а потом села рядом с лавкой иудея-ювелира. Иудеи стали добиваться от неё, чтобы она открыла лицо, но она отказалась сделать это. Этот ювелир незаметно подобрался к ней сзади и привязал края её одежды к спине, и когда она поднялась со своего места, то тело её оголилось. Все иудеи, что окружили её, стали смеяться над ней, а она закричала. Тогда один из мусульман бросился на этого ювелира и убил его, а иудеи в ответ набросились на того мусульманина и также убили его. После этого члены семьи убитого мусульманина призвали других своих единоверцев на помощь против иудеев, и между ними и иудеями из Бану Кайнука произошла стычка. 

Осада, капитуляция и выселение 

После этого Пророк ﷺ оставил в Медине за старшего Абу Любабу бин Абд аль-Мунзира رضي الله عنه, вручил знамя мусульман Хамзе бин Абд аль-Мутталибу رضي الله عنه и повёл воинов на квартал Бану Кайнука. Увидев его, они укрылись в своих укреплениях, а мусульмане взяли их в плотное кольцо осады. Это произошло в субботу, в середине месяца Шавваль 2-го года по хиджре (с момента переселения Пророка ﷺ из Мекки в Медину). Осада продолжалась 15 дней, до наступления месяца Зуль-Каада, после чего Господь вселил в сердца иудеев страх, который Он всегда внушает сердцам тех, кого хочет оставить без помощи и обречь на поражение. Они сдались на милость Посланника Господа ﷺ со всеми своими рабами, имуществом, жёнами и детьми. В этот момент Абдуллах бин Убайй бин Салюль показал своё лицемерие – принялся настойчиво просить Пророка ﷺ простить их. Он сказал: «О Мухаммад ﷺ, окажи благодеяние моим покровителям».

Посланник Аллаhа ﷺ не дал ему ответа сразу, и тогда Ибн Убайй стал повторять свои слова. Пророк ﷺ отвернулся от него, но он схватился за его панцирь (доспехи для защиты туловища), и тогда Пророк ﷺ воскликнул: «Отпусти меня!» – и разгневался так, что лицо его потемнело, а потом снова сказал: «Горе тебе, отпусти меня!» Однако этот лицемер продолжал настаивать и сказал: «Нет, клянусь Аллаhом ﷻ, я не отпущу тебя, пока ты не окажешь милость моим покровителям, ибо 400 их воинов без доспехов и 300 в доспехах защищали меня ото всех на свете, а ты хочешь разом избавиться от них! Клянусь Аллаhом ﷻ, я опасаюсь дурных последствий этого!» Посланник Аллаhа ﷺ проявил снисхождение к этому лицемеру, который притворно принял Ислам всего лишь за месяц до этого, и сохранил иудеям жизнь, но велел им покинуть Медину и не селиться поблизости от неё. Иудеи переселились в Азриат на территории Шама (ныне территория Сирии и государств вокруг неё).

Поход савика 

Пока Сафван бин Умаййа, иудеи и лицемеры плели интриги вокруг Пророка ﷺ, Абу Суфьян, будучи правителем Мекки, обдумывал, как вернуть соплеменникам былое уважение среди арабов. Он дал обет, что не станет омывать голову до тех пор, пока не пойдёт походом на Мухаммада ﷺ, и через некоторое время действительно двинулся в путь во главе 200 всадников во исполнение своего обета. Он добрался до середины ущелья Канат и остановился у горы Наййиб, расположенной на расстоянии одного или двух баридов (приблизительно 23 км) от Медины. Однако он не осмелился открыто напасть на Медину, а занялся тем, что больше всего напоминало собой разбой. 

Под покровом ночи Абу Суфьян добрался до окраины Медины, явился к Хуйайю бин Ахтабу и попросил открыть ему двери, однако тот испугался и не впустил его в дом. Далее он направился к вождю племени Бану ан-Надир – Саляму бин Машкаму, являвшемуся также хранителем их казны. Он попросил разрешения войти, и тот впустил его, оказав ему гостеприимство и напоив вином. Он рассказал Абу Суфьяну обо всех событиях, что произошли в Медине, и в конце ночи тот вернулся к своим товарищам. Там же он отправил часть всадников напасть на предместье Медины – аль-Урайд. Они вырубили и сожгли пальмы, которые росли там, и убили двух ансаров (сподвижников Пророка ﷺ из числа жителей Медины), которые находились на их общем участке, после чего поспешно бежали в Мекку. 
Узнав об этом, Посланник Аллаhа ﷺ бросился в погоню за Абу Суфьяном и его товарищами, однако они убегали очень быстро, разбросав по дороге дорожную провизию, в частности савик (пшеничная или ячменная крупа, сваренная с жиром, мёдом или финиками), и им удалось ускользнуть. Преследуя их, Пророк ﷺ добрался до Каркарат аль-Кудр, а потом вернулся обратно. Этот поход получил название «Поход савика».

Адиль Ибрагимов