10 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Чаще вспоминайте о смерти

«О Абу Зейд, если бы Посланник Аллаhа ﷺ увидел тебя, он полюбил бы тебя» (Абдалла ибн Мас’уд رضي الله عنه).

Хиляль ибн Исаф сказал своему гостю Мунзиру ас-Саври: 
– Пойдём, о Мунзир, посвятим немного времени вере. 

Мунзир ответил: 
– Хорошо... Клянусь Аллаhом ﷻ , в Куфу меня привело только желание встретиться с твоим учителем ар-Рабиа ибн Хусаймом и пожить хотя бы немного под сенью его веры. А ты попросил у него разрешения зайти к нему для нас? Мне сказали, что с тех пор, как его разбил паралич, он не выходит из дома, посвящает всё своё время Господу и редко встречается с людьми. 

Хиляль сказал: 
– Он такой с тех пор, как Куфа узнала его, и болезнь ничуть не изменила его. 

Они зашли к ибн Хусайму, поприветствовали его и спросили: 
– О ар-Рабиа, как ты встретил утро? 

Старик ответил: 
– Встретил его слабым и грешным. Ем удел свой и ожидаю часа своего. 

Хиляль сказал ему: 
– В Куфу приехал опытный лекарь. Разреши мне привести его к тебе. 

Ар-Рабиа ответил: 
– О Хиляль, поистине, я знаю, что лекарство – это истина. Но я размышлял об адитах, самудянах, жителях Расса (древние, исчезнувшие народы, упомянутые в

Коране, которые Всевышний покарал за неверие и многочисленные грехи) и многих других. Они были сильнее и величественнее нас, и среди них были лекари и были больные. А потом не осталось ни лекарей, ни больных. 

Потом он тяжело вздохнул и сказал: 
– Если бы это было болезнью, то мы лечились бы от неё. 

Мунзир попросил разрешения задать вопрос и уточнил: 
– Что же тогда является болезнью? 

Учитель ответил: 
– Болезнь – это грехи. 

Мунзир спросил: 
– А лекарство? 

Ар-Рабиа ответил: 
– Лекарство – просить прощения. 

Мунзир спросил: 
– И как же происходит исцеление? 

Старик ответил: 
– Ты раскаиваешься и не возвращаешься к этим грехам вновь. 

Потом он внимательно посмотрел на гостей и произнёс: 
– Души... Души... Заботьтесь о душах своих, которые сокрыты от людей, но не сокрыты от Аллаhа ﷻ. Ищите лекарства для них. 

Мунзир спросил: 
– А каково их лекарство? 

Старик ответил: 
– Искреннее покаяние. 
Потом он заплакал так, что борода его намокла от слёз. 

Мунзир спросил:
 – Неужели ты плачешь, несмотря на то, какую праведную жизнь ты провёл?! 

Старик ответил: 
– Увы... Как же мне не плакать? Ведь я застал людей, по сравнению с которыми мы просто разбойники. 
Он имел в виду сподвижников Пророка ﷺ. 

В это время вошёл его сын и обратился к хозяину дома: 
– О отец, мать приготовила для тебя сладкий хабис (десерт из фиников, пшеницы и топлёного масла), она очень старалась и будет рада, если ты поешь. Принести тебе? 

– Неси, – согласился старик. 
Как только он вышел, в дверь постучался просящий подаяния. 

Ар-Рабиа сказал: 
– Впустите его. 

Когда тот вошёл, гости посмотрели на него и увидели перед собой немолодого человека в рваной одежде. Слюна стекала на его подбородок. По лицу его было видно, что он слабоумный. В эту минуту вернулся сын ар-Рабии с блюдом. Отец сделал ему знак поставить блюдо перед посетителем. Он так и сделал. Мужчина стал жадно глотать еду, при этом его слюна капала в пищу. Он ел, пока не съел всё. 

Сын сказал: 
– Да помилует тебя Аллаh ﷻ, отец. Мать очень старалась, готовя для тебя этот хабис, и мы хотели, чтобы ты поел его. А ты отдал кушанье этому человеку, который сам не знает, что ест. 

Старик сказал: 
– Сынок, даже если он не знает, что ест, то Всевышний знает.

После этого ар-Рабиа прочитал слова Всевышнего (смысл комментария): «Вы ни в коем случае не обретёте благочестия (довольства Аллаhа ﷻ), пока не будете расходовать из того (имущества), что вы любите, и сколько бы вы ни расходовали, Аллаh ﷻ знает об этом (и сполна воздаст вам)» (сура «Али Имран», аят 92). 

Увидев, что время полуденной молитвы приблизилось, Хиляль попросил у ар-Рабии: 
– Дай мне наставление. 

Старик сказал: 
– Пусть не обольщает тебя, о Хиляль, то, что люди много хвалят тебя, ибо, поистине, люди знают лишь твою внешнюю сторону. И знай, что участь твоя зависит от дел твоих, а любое дело, совершённое не ради довольства Господа, окажется тщетным. 

Мунзир сказал: 
– Дай наставление и мне, и да воздастся тебе за это благом. 

Старик ответил: 
– О Мунзир, бойся Аллаhа ﷻ в том, что знаешь, а то, что сокрыто от тебя, оставь тому, кто его знает. О Мунзир, пусть никто из вас не говорит: «О Аллаh ﷻ, поистине, я каюсь перед Тобой!», не раскаиваясь искренне, из-за чего слова его становятся ложью, но скажи: «О Аллаh ﷻ, прости меня», и это будет мольба. И знай, что нет блага в словах, кроме слов: «Нет божества, кроме Аллаhа ﷻ» (Ля иляха иллаЛлях), «Хвала Аллаhу ﷻ» (Альхамду лилЛах), «Аллаh ﷻ Велик» (Аллаhу ﷻ Акбар), «Пречист Аллаh ﷻ» (Субхана лЛах) и тех слов, с помощью которых ты просишь у Него блага или защиты от зла, а также побуждаешь к одобряемому или удерживаешь от порицаемого. И ещё – чтение Корана. 

Потом старик окинул взглядом присутствующих и сказал: 
– Чаще вспоминайте о смерти, потому что она – то, что отсутствует, но прибытия чего вы ожидаете. Чем дольше отсутствует она, тем ближе её прибытие и тем больше ждут её родные. 

Потом он заплакал и добавил: 
– Что мы будем делать завтра... – и зачитал аяты Корана (смысл комментария): «…когда земля превратится в пыль и твой Господь придёт с ангелами, выстроившимися рядами, и в тот день приведут Геенну...» (сура «Аль-Баляд», аяты 21–23)? 

Едва он закончил говорить, как раздался азан (призыв) на полуденный намаз. Старик обратился к сыну со словами:
– Давай же внемлем глашатаю Аллаhа ﷻ. 

Его сын обратился к нам: 
– Помогите мне донести его до мечети. Да воздаст вам Аллаh ﷻ благом. 

Хиляль затем рассказывал: 
– И мы подняли его. Правую руку он положил на плечо сыну, а левую – на моё плечо. Так мы шли, поддерживая его с двух сторон. И ноги его при этом волочились по земле. 

Мунзир сказал ар-Рабии: 
– О Абу Язид! Ведь Аллаh ﷻ дозволил тебе совершать молитву в доме. 

Старик ответил: 
– Всё так, как ты говоришь. Однако я слышал глашатая, который взывал: «Спешите к успеху! Спешите к счастью!» Пусть же тот из вас, кто услышит глашатая, зовущего его к счастью, ответит на его призыв, даже если ему придётся прийти ползком.

Ар-Рабиа ибн Хусайм учился у АбдАллаhа ибн Мас’уда رضي الله عنه, сподвижника Посланника Аллаhа ﷺ, больше остальных похожего нравом и поведением на самого Пророка ﷺ. Ар-Рабиа был привязан к учителю, подобно ребёнку, привязанному к матери. А учитель любил ученика так, как отец любит единственного сына. 
Ибн Мас’уд رضي الله عنه видел чистоту души ар-Рабии, искренность его сердца и усердие в поклонении. Поэтому он очень жалел, что ар-Рабиа не застал Пророка ﷺ и не был его сподвижником. Он говорил: 
– О Абу Язид, если бы Посланник Аллаhа ﷺ увидел тебя, он бы полюбил тебя. 

Ибн Мас’уд также говорил ему: 
– Каждый раз, когда я вижу тебя, я вспоминаю смиренных. 

АбдАллаh ибн Мас’уд رضي الله عنه не преувеличивал, произнося эти слова. Ар-Рабиа ибн Хусайм действительно достиг в смирении, благочестии и богобоязненности таких высот, что мало кто из его сверстников мог сравниться с ним в этом. 

Один из его товарищей рассказал историю: 
– Однажды мы шли вместе с Ибн Мас’удом رضي الله عنه, и ар-Рабиа был с нами. Мы дошли до берега реки Евфрат, где стояла печь, в которой сжигали камни для получения извести. В печи горело пламя. Искры летели во все стороны, а языки пламени поднимались очень высоко. Мы услышали рёв пламени. В печь бросили камни, чтобы они, сгорая, превращались в известь. Увидев огонь, ар-Рабиа остановился и задрожал. Он прочитал слова Всевышнего (смысл комментария): «Когда Ад увидит их издали, они услышат его яростное шипение и рёв. И когда их закованными (в цепи) бросят в тесное место, они там начнут призывать (на себя) гибель» (сура «Аль-Фуркан», аяты 12–13). А потом он упал, лишившись чувств, и мы оставались возле него, пока он не пришёл в себя. Когда он очнулся, мы отвели его домой. 

Всю свою жизнь ар-Рабиа прожил в ожидании смерти и тщательно готовился к ней. Когда он лежал на смертном одре, его дочь заплакала, и он спросил:
 – Почему ты плачешь, доченька? Ведь к твоему отцу пришло благо. 
После этого душа его покинула тело.
 

Адиль Ибрагимов