Чаще вспоминайте о смерти
Хиляль ибн Исаф сказал своему гостю Мунзиру ас-Саври:
– Пойдём, о Мунзир, посвятим немного времени вере.
Мунзир ответил:
– Хорошо... Клянусь Аллаhом ﷻ , в Куфу меня привело только желание встретиться с твоим учителем ар-Рабиа ибн Хусаймом и пожить хотя бы немного под сенью его веры. А ты попросил у него разрешения зайти к нему для нас? Мне сказали, что с тех пор, как его разбил паралич, он не выходит из дома, посвящает всё своё время Господу и редко встречается с людьми.
Хиляль сказал:
– Он такой с тех пор, как Куфа узнала его, и болезнь ничуть не изменила его.
Они зашли к ибн Хусайму, поприветствовали его и спросили:
– О ар-Рабиа, как ты встретил утро?
Старик ответил:
– Встретил его слабым и грешным. Ем удел свой и ожидаю часа своего.
Хиляль сказал ему:
– В Куфу приехал опытный лекарь. Разреши мне привести его к тебе.
Ар-Рабиа ответил:
– О Хиляль, поистине, я знаю, что лекарство – это истина. Но я размышлял об адитах, самудянах, жителях Расса (древние, исчезнувшие народы, упомянутые в
Коране, которые Всевышний покарал за неверие и многочисленные грехи) и многих других. Они были сильнее и величественнее нас, и среди них были лекари и были больные. А потом не осталось ни лекарей, ни больных.
Потом он тяжело вздохнул и сказал:
– Если бы это было болезнью, то мы лечились бы от неё.
Мунзир попросил разрешения задать вопрос и уточнил:
– Что же тогда является болезнью?
Учитель ответил:
– Болезнь – это грехи.
Мунзир спросил:
– А лекарство?
Ар-Рабиа ответил:
– Лекарство – просить прощения.
Мунзир спросил:
– И как же происходит исцеление?
Старик ответил:
– Ты раскаиваешься и не возвращаешься к этим грехам вновь.
Потом он внимательно посмотрел на гостей и произнёс:
– Души... Души... Заботьтесь о душах своих, которые сокрыты от людей, но не сокрыты от Аллаhа ﷻ. Ищите лекарства для них.
Мунзир спросил:
– А каково их лекарство?
Старик ответил:
– Искреннее покаяние.
Потом он заплакал так, что борода его намокла от слёз.
Мунзир спросил:
– Неужели ты плачешь, несмотря на то, какую праведную жизнь ты провёл?!
Старик ответил:
– Увы... Как же мне не плакать? Ведь я застал людей, по сравнению с которыми мы просто разбойники.
Он имел в виду сподвижников Пророка ﷺ.
В это время вошёл его сын и обратился к хозяину дома:
– О отец, мать приготовила для тебя сладкий хабис (десерт из фиников, пшеницы и топлёного масла), она очень старалась и будет рада, если ты поешь. Принести тебе?
– Неси, – согласился старик.
Как только он вышел, в дверь постучался просящий подаяния.
Ар-Рабиа сказал:
– Впустите его.
Когда тот вошёл, гости посмотрели на него и увидели перед собой немолодого человека в рваной одежде. Слюна стекала на его подбородок. По лицу его было видно, что он слабоумный. В эту минуту вернулся сын ар-Рабии с блюдом. Отец сделал ему знак поставить блюдо перед посетителем. Он так и сделал. Мужчина стал жадно глотать еду, при этом его слюна капала в пищу. Он ел, пока не съел всё.
Сын сказал:
– Да помилует тебя Аллаh ﷻ, отец. Мать очень старалась, готовя для тебя этот хабис, и мы хотели, чтобы ты поел его. А ты отдал кушанье этому человеку, который сам не знает, что ест.
Старик сказал:
– Сынок, даже если он не знает, что ест, то Всевышний знает.
После этого ар-Рабиа прочитал слова Всевышнего (смысл комментария): «Вы ни в коем случае не обретёте благочестия (довольства Аллаhа ﷻ), пока не будете расходовать из того (имущества), что вы любите, и сколько бы вы ни расходовали, Аллаh ﷻ знает об этом (и сполна воздаст вам)» (сура «Али Имран», аят 92).
Увидев, что время полуденной молитвы приблизилось, Хиляль попросил у ар-Рабии:
– Дай мне наставление.
Старик сказал:
– Пусть не обольщает тебя, о Хиляль, то, что люди много хвалят тебя, ибо, поистине, люди знают лишь твою внешнюю сторону. И знай, что участь твоя зависит от дел твоих, а любое дело, совершённое не ради довольства Господа, окажется тщетным.
Мунзир сказал:
– Дай наставление и мне, и да воздастся тебе за это благом.
Старик ответил:
– О Мунзир, бойся Аллаhа ﷻ в том, что знаешь, а то, что сокрыто от тебя, оставь тому, кто его знает. О Мунзир, пусть никто из вас не говорит: «О Аллаh ﷻ, поистине, я каюсь перед Тобой!», не раскаиваясь искренне, из-за чего слова его становятся ложью, но скажи: «О Аллаh ﷻ, прости меня», и это будет мольба. И знай, что нет блага в словах, кроме слов: «Нет божества, кроме Аллаhа ﷻ» (Ля иляха иллаЛлях), «Хвала Аллаhу ﷻ» (Альхамду лилЛах), «Аллаh ﷻ Велик» (Аллаhу ﷻ Акбар), «Пречист Аллаh ﷻ» (Субхана лЛах) и тех слов, с помощью которых ты просишь у Него блага или защиты от зла, а также побуждаешь к одобряемому или удерживаешь от порицаемого. И ещё – чтение Корана.
Потом старик окинул взглядом присутствующих и сказал:
– Чаще вспоминайте о смерти, потому что она – то, что отсутствует, но прибытия чего вы ожидаете. Чем дольше отсутствует она, тем ближе её прибытие и тем больше ждут её родные.
Потом он заплакал и добавил:
– Что мы будем делать завтра... – и зачитал аяты Корана (смысл комментария): «…когда земля превратится в пыль и твой Господь придёт с ангелами, выстроившимися рядами, и в тот день приведут Геенну...» (сура «Аль-Баляд», аяты 21–23)?
Едва он закончил говорить, как раздался азан (призыв) на полуденный намаз. Старик обратился к сыну со словами:
– Давай же внемлем глашатаю Аллаhа ﷻ.
Его сын обратился к нам:
– Помогите мне донести его до мечети. Да воздаст вам Аллаh ﷻ благом.
Хиляль затем рассказывал:
– И мы подняли его. Правую руку он положил на плечо сыну, а левую – на моё плечо. Так мы шли, поддерживая его с двух сторон. И ноги его при этом волочились по земле.
Мунзир сказал ар-Рабии:
– О Абу Язид! Ведь Аллаh ﷻ дозволил тебе совершать молитву в доме.
Старик ответил:
– Всё так, как ты говоришь. Однако я слышал глашатая, который взывал: «Спешите к успеху! Спешите к счастью!» Пусть же тот из вас, кто услышит глашатая, зовущего его к счастью, ответит на его призыв, даже если ему придётся прийти ползком.
Ар-Рабиа ибн Хусайм учился у АбдАллаhа ибн Мас’уда رضي الله عنه, сподвижника Посланника Аллаhа ﷺ, больше остальных похожего нравом и поведением на самого Пророка ﷺ. Ар-Рабиа был привязан к учителю, подобно ребёнку, привязанному к матери. А учитель любил ученика так, как отец любит единственного сына.
Ибн Мас’уд رضي الله عنه видел чистоту души ар-Рабии, искренность его сердца и усердие в поклонении. Поэтому он очень жалел, что ар-Рабиа не застал Пророка ﷺ и не был его сподвижником. Он говорил:
– О Абу Язид, если бы Посланник Аллаhа ﷺ увидел тебя, он бы полюбил тебя.
Ибн Мас’уд также говорил ему:
– Каждый раз, когда я вижу тебя, я вспоминаю смиренных.
АбдАллаh ибн Мас’уд رضي الله عنه не преувеличивал, произнося эти слова. Ар-Рабиа ибн Хусайм действительно достиг в смирении, благочестии и богобоязненности таких высот, что мало кто из его сверстников мог сравниться с ним в этом.
Один из его товарищей рассказал историю:
– Однажды мы шли вместе с Ибн Мас’удом رضي الله عنه, и ар-Рабиа был с нами. Мы дошли до берега реки Евфрат, где стояла печь, в которой сжигали камни для получения извести. В печи горело пламя. Искры летели во все стороны, а языки пламени поднимались очень высоко. Мы услышали рёв пламени. В печь бросили камни, чтобы они, сгорая, превращались в известь. Увидев огонь, ар-Рабиа остановился и задрожал. Он прочитал слова Всевышнего (смысл комментария): «Когда Ад увидит их издали, они услышат его яростное шипение и рёв. И когда их закованными (в цепи) бросят в тесное место, они там начнут призывать (на себя) гибель» (сура «Аль-Фуркан», аяты 12–13). А потом он упал, лишившись чувств, и мы оставались возле него, пока он не пришёл в себя. Когда он очнулся, мы отвели его домой.
Всю свою жизнь ар-Рабиа прожил в ожидании смерти и тщательно готовился к ней. Когда он лежал на смертном одре, его дочь заплакала, и он спросил:
– Почему ты плачешь, доченька? Ведь к твоему отцу пришло благо.
После этого душа его покинула тело.
Адиль Ибрагимов