Один из лекарей, когда был принесён специальный нож для рассечения плоти и пила для распиливания костей, сказал Урве:
– Я считаю, что мы должны напоить тебя вином – так тебе будет легче переносить боль, ибо она будет очень сильной.
Однако Урва был категоричен:
– Ни в коем случае! Я не стану прибегать к запретному средству ради исцеления, на которое я надеюсь.
Лекарь продолжил:
– Тогда мы напоим тебя притупляющим боль средством.
Но Урва опять не согласился:
– Я не хочу лишиться одной из своих частей тела, не почувствовав при этом боли. Я буду терпеть и надеяться на награду от Аллаhа ﷻ.
Как только лекарь собрался приступить к ампутации, к нему подошли несколько человек. Урва поинтересовался, кто они. Лекарь пояснил:
– Если понадобится, они подержат тебя. Ведь, почувствовав боль, ты можешь дёрнуть ногой и причинить вред самому себе.
Услышав это, Урва сказал:
– Пусть они отойдут. Мне они не нужны. Поистине, я надеюсь, что поминание и прославление Всевышнего заменит их мне.
Выслушав Урву, лекарь приступил к операции. Он разрезал ножом плоть до самой кости, а потом стал распиливать её. А Урва повторял (смысл): «Нет божества, кроме Аллаhа ﷻ, и Аллаh ﷻ – Велик...»
Лекарь делал своё дело, а Урва всё повторял эти слова. Наконец лекарь отнял ногу. Затем в железном чане вскипятили масло и опустили туда то, что осталось от ноги, чтобы остановить кровь. От невыносимой боли Урва лишился чувств. Долгое время он пролежал без сознания, что помешало ему прочитать в тот день, как обычно, часть Корана. Это был единственный раз с ранней юности, когда Урва упустил это благо.
Придя в сознание, Урва первым делом попросил принести ему его отрезанную конечность. Ему подали её. Поворачивая в руках ногу, он произнёс:
– Клянусь Тем, Кто помогал мне с помощью неё идти к мечети в темноте, поистине, Он знает, что никогда не шёл я с её помощью к запретному. Знай же, что испытание от Аллаhа ﷻ, которое Меня постигло, других до меня также постигало...
Аль-Валида ибн Абд аль-Малика огорчило то, что его дорогого гостя постигло столько бед: он потерял сына и лишился ноги, и всё это случилось за считанные дни. Аль-Валид стал думать, как утешить Урву и помочь ему терпеливо перенести выпавшие на его долю испытания.
Случилось так, что как раз в это время во дворце халифа находилась группа людей из племени Бану Абс. Среди них был один слепой. Аль-Валид спросил его о причине его слепоты, и тот ответил:
– О повелитель верующих! Не было среди Бану Абс человека более богатого, чем я, и ни у кого не было такой большой семьи, как у меня. Я жил со своей семьёй и моими соплеменниками в самой низине долины. И однажды к нам пришёл такой поток, подобного которому мы раньше не видели. Этот поток лишил меня всего моего имущества, семьи и детей, оставив мне единственного верблюда да новорождённого ребёнка. Верблюд был норовистым, вырвался и убежал от меня. Я оставил ребёнка на земле, а сам побежал за верблюдом. Но стоило мне отбежать от того места, как я услышал позади себя крик. Я повернулся и увидел, что волк уже хватает ребёнка за голову. Я бросился к нему, но было поздно. Я не смог спасти ребёнка, потому что волк уже загрыз его. Я догнал верблюда, но, когда я приблизился к нему, он лягнул меня прямо в лицо, повредив мне лоб, из-за чего я ослеп. Так за одну ночь я остался без семьи, без детей, без имущества и без зрения...
Аль-Валид велел своему привратнику:
– Отведи этого человека к нашему гостю Урве ибн аз-Зубайру. Пусть он расскажет ему свою историю, дабы Урва знал, что есть люди, которых постигли более тяжкие испытания, чем его.
Когда Урву бин аз-Зубайра доставили в Медину и привезли в его дом, он заговорил первым, сказав:
– Пусть вас не пугает то, что вы видите. Всевышний даровал мне четырёх сыновей, а потом забрал у меня одного, оставив троих, хвала Ему за это. Он даровал мне четыре конечности, а потом забрал одну из них, оставив три, и за это Ему хвала.
Узнав о возвращении их имама и учёного Урвы ибн аз-Зубайра, жители Медины поспешили к его дому, чтобы утешить его и принести свои соболезнования. Одним из наилучших соболезнований стали слова Ибрахима ибн Мухаммада бин Тальхи. Он сказал: «Радуйся, о Абу АбдАллаh, ведь один из твоих органов и один из твоих сыновей опередили тебя, отправившись в Рай прежде тебя. А целое последует за своей частью с позволения Всевышнего. Господь оставил нам от тебя то, в чём мы нуждаемся и без чего не можем обойтись, – это твоё знание, понимание религии и правильные суждения. Да принесёт Аллаh ﷻ пользу через них и тебе, и нам! А Аллаh ﷻ – Тот, Кто дарует тебе награду и гарантирует тебе благой расчёт.
На протяжении всей своей жизни Урва ибн аз-Зубайр оставался для мусульман минбаром прямого пути. Он указывал на то, в чём преуспевание, и призывал к благому. Урва уделял огромное внимание воспитанию детей – и прежде всего собственных. Он не упускал возможности дать им полезное наставление. Он побуждал своих сыновей к приобретению знания, говоря им: «Сыновья мои, приобретайте знание и отдавайте ему должное, ибо, поистине, даже если вы будете самыми незначительными из людей, возможно, Аллаh ﷻ сделает вас великими через знание». А потом он добавил: «Позор! Есть ли в этом мире что-нибудь более отвратительное, чем невежественный старик?»
Урва побуждал сыновей считать милостыню подарком, который они дарят Всевышнему. Он говорил:
– Сыновья мои, пусть никто из вас не дарит Господу своему то, что он постыдился бы подарить знатному представителю своих соплеменников, ибо, поистине, Всевышний – Самый величественный и Самый щедрый. И Он более достоин того, чтобы выбирать для Него лучшее.
Урва также просвещал своих сыновей относительно людей, помогая им понять человеческую сущность. Так, он говорил им:
– Сыновья мои, если увидите, что какой-то человек делает что-то хорошее, то надейтесь на благо для него, даже если люди считают его скверным человеком, потому что у него найдутся и другие подобные дела. И если увидите, что какой-то человек делает что-то скверное, то остерегайтесь его, даже если люди считают его благим человеком, потому что у него найдутся и другие подобные дела.
Урва побуждал сыновей быть мягкими, говорить благие слова и сохранять приветливое и располагающее к себе выражение лица. Он говорил:
– Сыновья мои, мудрые люди недаром говорили: «Пусть слова твои будут благими, и пусть лицо твоё будет приветливым, и тогда люди будут любить вас больше, чем тех, кто даёт им что-либо из мирских благ.
Видя, что люди склоняются к роскоши и предаются удовольствиям, Урва напоминал им о том, какой скромной и суровой была жизнь Посланника Аллаhа ﷺ.
Мухаммад ибн аль-Мункадир рассказывал: «Однажды я встретил Урву ибн аз-Зубайра. Он взял меня за руку и сказал: “Как-то раз я зашёл к матери правоверных Аише رضي الله عنها, и она сказала: “Сынок...” Я ответил: “Вот я перед вами”. Она сказала: ”Клянусь Аллаhом ﷻ, случалось так, что в доме Посланника Аллаhа ﷺ по 40 ночей не зажигали огонь – ни лампу, ни что-либо другое”. Я спросил: “Чем же вы питались?” Она ответила: “Финиками и водой”».
Урва ибн аз-Зубайр прожил семьдесят один год, и все эти годы были наполнены благом и благочестием и увенчаны богобоязненностью. И смерть пришла к нему, застав его постящимся. Его родные убеждали его прервать пост. Но он отказался. Отказался, потому что надеялся разговеться глотком воды из райской реки Кавсар.
Адиль Ибрагимов