27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Возвращение Пророка ﷺ в Медину

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах.)

После завершения битвы Посланник Аллаhа ﷺ оставался в Бадре ещё три дня. Затем со своим войском он выдвинулся обратно в Медину. Выйдя из ущелья ас-Сафра, Пророк ﷺ остановился у большого песчаного холма и поровну разделил там добычу между мусульманами, предварительно взяв из неё пятую часть («хумс» – пятая часть военной добычи, которой Пророк ﷺ мог распоряжаться по своему усмотрению). 

Когда войско добралось до ар-Равхи, их встретили предводители мусульман, которые, услышав от гонцов радостную весть о победе, покинули Медину, чтобы принести свои поздравления товарищам. Усайд бин Хузайр رضي الله عنه сказал: «О Посланник Аллаhа ﷺ, хвала Аллаhу ﷻ, Который привёл тебя к победе и порадовал тебя! Клянусь Аллаhом ﷻ, о Посланник Аллаhа ﷺ, я бы не остался в стороне от этой битвы, если бы знал, что ты встретишь врага, ведь я думал, что это будет караван». Выслушав эти слова, Пророк ﷺ произнёс: «Ты рассказал правду». 

После этого Посланник Аллаhа ﷺ вступил в Медину как победитель. Теперь его стали бояться все его враги в самой Медине и в её окрестностях, а многие жители Медины приняли Ислам. В это время Ислам для вида принял и Абдуллах бин Убайй со своими товарищами. 

Пророк ﷺ прибыл в Медину на день раньше пленных, которых он распределил среди своих сподвижников, наказав хорошо обращаться с ними. Сподвижники сами питались финиками, а пленных кормили хлебом, выполняя наказ Посланника Аллаhа ﷺ. 

Решение вопроса о пленных 

Прибыв в Медину, Пророк ﷺ обратился к сподвижникам за советом о том, что делать с пленными. Абу Бакр رضي الله عنه сказал: «О Посланник Аллаhа ﷺ, эти люди являются нашими родными и двоюродными братьями и состоят с нами в родстве, и я считаю, что тебе следует взять с них выкуп, это укрепит нас в борьбе с неверными. Быть может, Всевышний Аллаh направит их на путь истинный, и тогда они станут помощниками нам». Были среди сподвижников те, кто выдвинул предложение наказать пленных, так как они являются не только предводителями многобожников, но и лучшими их воинами. В конце этого обсуждения был принят совет Абу Бакра رضي الله عنه, и с пленных стали брать выкуп за освобождение, размер которого в каждом отдельном случае колебался от тысячи до четырёх тысяч дирхемов. 

Мекканцы умели писать, мединцы же в основном были неграмотными, и к тому из мекканцев, кто не мог заплатить выкупа, приводили десять мединских мальчиков, чтобы он обучал их грамоте. Считалось, что пленный заплатил выкуп после того, как они начинали писать хорошо.

Некоторым пленным Пророк ﷺ оказал милость, отпустив их вообще без выкупа. К числу их относились аль-Мутталиб бин Хантаб, Сайфи бин Абу Рифаа и Абу Изза аль-Джумахи. Подобная милость коснулась и зятя Пророка ﷺ – Абу ль-Аса, с условием, что он отпустит Зайнаб رضي الله عنها. Она передала гонцу в качестве выкупа за него ожерелье, которое когда-то принадлежало Хадидже رضي الله عنه и которое было её свадебным подарком дочери. Увидев его, Посланник Аллаhа ﷺ сильно растрогался и попросил сподвижников отпустить Абу ль-Аса, что они и сделали. Абу ль-Асу было поставлено условие отпустить Зайнаб رضي الله عنها в Медину, и он выполнил обещание. Посланник Аллаhа r послал Зайда бин Харису رضي الله عنه и ещё одного ансара (жителя Медины) встретить дочь, велев им: «Дожидайтесь в ущелье Яджудж, а когда увидите Зайнаб رضي الله عنه, сопровождайте её до Медины». И они выдвинулись в путь и через некоторое время привезли Зайнаб رضي الله عنها к Пророку ﷺ. 

Предписание о соблюдении поста в месяце Рамадан

Во 2-м году хиджры (мусульманского летоисчисления) в обязанность были вменены соблюдение поста в месяце Рамадан и выплата закят уль-фитр (обязательной милостыни  в праздник разговения), после завершения месяца Рамадан. После завершения этого поста и было разъяснено, с какого минимального имущества (нисаб) следовало выплачивать закят. Обязанность раздавать вышеназванную милостыню и разъяснения относительно выплаты закята способствовали облегчению трудностей, с которыми приходилось сталкиваться многим бедным сподвижникам, не имевшим возможности свободно перемещаться по земле в поисках хлеба насущного. 

Те, кто затаил в сердцах ненависть

Битва при Бадре стала первым вооружённым столкновением между мусульманами и многобожниками. По сути дела эта битва стала решающим сражением, в котором мусульмане одержали безусловную победу, свидетелями чего стали все арабы. Больше всего исходом этой битвы были недовольны те, кто считал победу мусульман сокрушительным ударом по своей религии и экономическому положению, то есть иудеи. По этой причине с тех пор, как мусульмане одержали победу при Бадре, представители двух этих групп затаили ненависть по отношению к ним, о чём в Коране сказано (смысл комментария): «И ты непременно увидишь, что самые непримиримые враги верующих – это иудеи и многобожники…» (сура «Аль-Маида», аят 82).

У каждой из этих групп в Медине были свои приспешники, которые внешне уверовали в Пророка ﷺ после того, как у них не осталось никакого иного способа сохранить уважение людей к себе. К их числу относился и Абдуллах бин Убайй со своими товарищами, и эта третья группа ненавидела мусульман не меньше, чем две первые. 

Была ещё и четвёртая группа, к которой относились кочевавшие в районе Медины бедуины. Эти люди, жившие за счёт грабежей, не интересовались вопросами веры и неверия, однако их охватило волнение, так как они стали опасаться, что в Медине возникнет сильное государство, которое помешает им и впредь добывать себе пропитание с помощью грабительских набегов. Ввиду этого они возненавидели мусульман и стали враждовать с ними. Таким образом, опасности окружали мусульман со всех сторон, но каждая из вышеназванных групп проявляла себя по отношению к мусульманам по-разному, действуя в соответствии с тем, что, как она считала, позволит ей добиться её целей.

Если некоторые люди в самой Медине и её окрестностях приняли Ислам для вида, втайне занимаясь организацией всевозможных заговоров, интриг и провокаций, то часть иудеев проявляла враждебность открыто и не скрывала своей ненависти по отношению к мусульманам. 
Что же касается мекканцев, то они грозились нанести решающий удар и отомстить за поражение, открыто собирая силы, и все их стремления указывали на это. 

Поход на племя Бану Салим 

После победы при Бадре первыми данными мединской разведки, которые были доложены Пророку ﷺ, стали сведения о том, что племя Бану Салим из группы племён Гатафан концентрирует свои силы для нападения на Медину. Узнав об этом, Посланник Аллаhа ﷺ во главе двухсот всадников сам направился к ним и неожиданно напал на них в местечке под названием аль-Кудр (название одного из источников воды, который там находился). 

Люди из племени Бану Салим бежали, оставив в ущелье пятьсот верблюдов, которые были захвачены воинами из Медины. Посланник Аллаhа ﷺ отделил пятую часть этих верблюдов, а остальных разделил между участниками похода, каждому из которых досталось по два верблюда. Кроме того, в плен был захвачен раб по имени Ясар, которого Пророк ﷺ отпустил на свободу. После этого Посланник Аллаhа ﷺ со сподвижниками провёл на этом месте три дня, а затем вернулся в Медину. Этот поход состоялся в месяце Шавваль 2-го года хиджры, через семь дней после возвращения из Бадра. Во время этого похода за старшего в Медине Пророк ﷺ оставил, по одним сведениям, Сибаа бин Арфата رضي الله عنه, а по другим – Ибн Умм Мактума رضي الله عنه.

(Продолжение следует.)
 

Адиль Ибрагимов