05 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.11.2023 (по Ханафи)

1.Если человек в намазе произнёс намерение языком на совершение послеобеденной молитвы (аср),

а в сердце имел намерение на обеденную молитву (зухр), то какое из этих намерений действительно?

Обязательным местом намерения является сердце, а подтвердить его языком является желательным действием, чтобы помочь сердцу сформировать намерение. Поэтому в данном случае учитывается именно намерение в сердце, то есть совершение обеденной (зухр) молитвы. 
(«Мараки ль-Фалях»)

2.Дозволено ли употреблять в пищу мясо животных, зарезанных людьми Писания (христианами и иудеями)?

В книге «Радду ль-Мухтар» известный учёный Ибн Абидин пишет следующее: «Дозволяется употреблять мясо животных, заколотых людьми Писания (христианами и иудеями). Однако некоторые учёные поставили условие, чтобы люди Писания не имели убеждения в том, что пророк Иса (Иисус) عليه السلام и Узаир (библейский Эзра) عليه السلام были богами, как об этом сказано в книгах «Аль-Мабсут» и «Мустасфа».

Однако в книге «Мабсут» учёного Шамсу ль-Аимма сказано, что животные, зарезанные людьми Писания, дозволены в пищу без этого условия.
Исходя из вышесказанного, будет лучше употреблять мясо животных, зарезанных людьми Писания, по крайней необходимости, согласно исследованию, проведённому по этому вопросу учёным Камалом ибн Хумамом.
Для дозволенности такого мяса необходимо также учесть и остальные обязательные условия при закалывании животных. 

Вот эти условия:

1) Закалывающий должен знать, как правильно принести животное в жертву. 
2) Закалывание должно осуществляться режущим предметом. 
3) Режущий человек должен перерезать четыре вещи: пищевод, горло и обе яремные вены. Или же хотя бы три из этих четырёх.
4) Он должен упомянуть имя Аллаhа ﷻ («бисмилла») при закалывании.
Необходимо учитывать и тот факт, что большинство тех, кто считает себя христианами, уже давно не практикуют способ закалывания животных, который соответствует нормам религии. Поэтому в наше время необходимость воздерживаться от их жертвенных животных становится наиболее явной. 
(«Хашияту ибн Абидин»)

3.Разрешается ли, чтобы перед намазом один прочитал азан, а другой – икамат?

Желательно, чтобы икамат читал именно тот, кто прочитал азан. Если икамат читает другой, то здесь могут быть два варианта: 
1) Если тот, кто прочитал азан, недоволен этим (чтением икамата кем-то другим), то читать икамат другому человеку порицается. 
2) Если же это не вредит тому, кто прочитал азан, и не вызывает его недовольства, то в таком случае это можно, и нет в подобном действии порицания. 
(«Бадаи’у санаи»)

4.Если во время намаза пришла кошка, потёрлась и легла рядом, считается ли такой намаз? 

Да, такой намаз считается действительным, если на кошке не было нечистоты (наджасы), перешедшей на одежду или тело молящегося. А что касается волос кошки, то по Ханафи-мазхабу они не являются наджасой. 
(«Мараки ль-Фалях») 

5.Можно ли покупать кошек? 

Не запрещено покупать и продавать кошек, и такая сделка считается действительной. 
(«Ад-Дурр уль-Мухтар»)

6.В чём заключается суть совершения молитвы-джаназа (намаз над усопшим)?

Главная суть джаназа-намаза заключается в мольбе ко Всевышнему за умершего, просьбе к Нему о прощении его грехов и принятии в лучшую обитель. 
(«Ихтияр ли таълили Мухтар»)

7.После захоронения усопшего наливают воду на могилу. Есть ли тому основание в религии? 

В книге «Аль-Бахру ар-Раик» сказано: «Нет греха в поливании могилы водой, так как это служит выравниванием для неё». В книге «Ад-дурр уль-Мухтар» имам аль-Хаскафи пишет, что это делается для того, чтобы сохранить землю от ухода (распыления) из-за ветра. Имам Ибн Абидин, комментируя эти слова, пишет: «Более того, это действие становится желательным, потому что Пророк ﷺ поступил так с могилой Саада t, как это передал Ибн Маджа, и с могилой своего сына Ибрагима t, как об этом передаётся в сборнике Абу Давуда. А также имам Баззар передаёт, что Посланник Аллаhа ﷺ повелел сделать так с могилой Усмана ибн Маз’уна».

8.Когда возилась с мясом, то обнаружила на одежде пятно крови размером с монету. Могу ли я в такой одежде совершить намаз?

В таком размере прощается любая нечистота (наджаса), например: вино, кровь, моча животных, слюна хищных зверей и т.д. 
Следует также знать, что кровь, оставшаяся в мясе и венах заколотого по нормам религии животного, является чистой. Исходя из вышесказанного, намаз, совершённый в такой одежде, считается действительным. 
(«Мараки ль-Фалях»)

9.Некоторые мусульмане работают в такси. Бывает так, что им приходится возить людей в запретные места (ночные клубы, пивбары и т.д). Дозволена ли такая работа? И есть ли разница, когда водитель знает, что везёт их в запретное место, и когда не знает?

Когда человека наняли на работу, рассматривается сама работа. В данном случае это перевозка людей. Перевоз сам по себе не является грехом и не является причиной, обязательно приводящей к греху, так как возить людей можно и в хорошие места. Поэтому эта работа будет дозволенной. Грех же будет на том, кто его совершает и при этом по своему выбору. 

Тем не менее, если водитель узнал, что этот человек намерен совершить грех, то должен сделать ему наставление, рассказать о греховности его поступка. Если же он явно видит, что от его наставления нет прока и тот ещё больше упорствует на грехе, то пусть порицает этот поступок, хотя бы сердцем. Согласно мнению учеников имама Абу Ханифы – Абу Юсуфа и Мухаммада, – если водитель знает, что везёт кого-то в запретное место, то это не дозволено. 
Учитывая вышесказанное, будет лучше найти работу, в дозволенности которой нет никаких разногласий. Если же такой возможности нет, то верующий может работать в такси и стараться искать способы возить только тех людей, которые не направляются в греховные места. 
(«Дурар уль-Мухтар»)
 

Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62