05 Мая
2024 года
поделиться

Книга «Мухтасару Кудури»

К нам поступило много просьб, чтобы мы перевели одну из выдающихся книг по исламскому праву ханафитского мазхаба «Мухтасару Кудури».

Сегодня мы начнём уроки по этой книге, чтобы знать основы нашей религии.

Раздел об очищении (тахарат)

Очищение является одним из условий действительности намаза, а намаз – второй из пяти столпов Ислама, поэтому учёные сначала рассматривают очищение, а вслед за этим – религиозные нормы, связанные с намазом. 

Лексический смысл слова «ат-тахара» – «чистота», а в религии оно означает «очищение от малого и большого осквернения, а также удаление скверны с одежды, тела и места совершения намаза». 

Если есть большое осквернение, тогда у мужчины или женщины возникает необходимость совершить полное омовение всего тела. Таким образом уходит состояние осквернения (джунуб). Это полное омовение называется гусль. 

Если есть малое осквернение, тогда у мужчины или женщины возникает необходимость совершить малое омовение перед тем, как совершить намаз. 

Таким образом достигается ритуальная чистота. Это малое омовение называется аль-вуду. 

Обязательные действия малого омовения: мытьё трёх определённых частей тела.

Части тела, непременно подлежащие омовению или протиранию во время малого омовения: 

Первое – это лицо, начиная от того места, откуда начинают расти волосы на голове, и до низа подбородка, и от правой мочки уха до левой. 

Второе – обе руки, от кончиков пальцев до локтей включительно.

Третье – обе ноги, от кончиков пальцев до лодыжек включительно.

Все эти части тела необходимо омыть водой во время омовения. Человек не будет считаться совершившим омовение, если останется неомытым место, равное хотя бы одному волоску или кончику иголки. 

Четвёртое – это протирание головы мокрыми руками, предписанное (фарз) действие, то есть минимум необходимого – это протирание 1/4 всей головы, однако в соответствии с сунной Пророка ﷺ следует протереть всю голову. 

Доказательством этого является хадис, в котором говорится: «Пророк при совершении омовения протёр волосы на голове, охватив переднюю её часть (насия), а также протёр свои кожаные носки» (Муслим).

Желательные (сунна) действия малого омовения:

1) намерение: человеку следует сделать намерение очиститься от осквернения или сделать себе дозволенным то, что не разрешается без малого омовения; 
2) троекратное мытьё обеих рук до запястий в самом начале малого омовения. Их мытьё обязательно, если человек проснулся ото сна: в этом случае он моет руки, прежде чем опустить их в сосуд с водой;
3) произнесение имени Аллаhа ﷻ («басмалы» – бисмилЛахи) в начале омовения;
4) использование сивака;
5) трёхкратное полоскание рта; 
6) трёхкратное полоскание полости носа, с высмаркиванием после каждого полоскания;
7) протирание мокрыми руками всей головы;
8) протирание ушей;
9) протирание между пальцами: это действие совершают, скрестив пальцы мокрых рук, чтобы таким образом вода охватила кожу между пальцами;
10) промывание бороды смоченными водой руками, с раздвиганием её волосков пальцами;
11) троекратное повторение омовения частей тела, кроме протирания головы – голову протираем один раз;
12) соблюдение порядка омовения в соответствии с тем, что говорится в Благородном Коране, то есть сначала омыть лицо, затем руки до локтей включительно, затем обтереть голову, и уже потом омыть обе ноги до лодыжек включительно;
13) начинать омовение справа, омыв сначала правую руку, а потом левую, и также сначала правую ногу, а затем левую; 
14) совершать омовение этих частей тела сразу друг за другом, непрерывно;
15) протирание шеи. 

(«Мухтасару Кудури»)
 

Мухаммад-фарук Азимов