Виды расточительства

Часто замечаешь, как люди, увидев красивые большие дома или дорогие машины, говорят: «Это же расточительство. Как они могут тратить на это такие большие деньги? Разве мусульманин может так поступать?»

статья опубликована в номере: 19 (536) / от 01 октября 2017 (Мухаррам 1439)
95

Но вместе с этим те же люди, упрекающие богатых, сами тратят имущество на бесполезное. Конечно же, их расходы не такие, как у тех, кого они упрекают, но дело же не в сумме расходов, а в их цели. Так как же определить, что является расточительством, а что нет? Ведь затраты людей зависят от состояния их имущества. В первую очередь нам необходимо знать, что расточительство имеет два вида: исраф и табзир.

Исраф – излишняя трата средств на то, в чём есть польза на этом свете или в вечной жизни. 
Табзир – трата средств на то, от чего нет пользы ни для религии человека, ни для его мирской жизни.

Исраф – излишняя трата средств на то, в чём есть польза на этом свете или в вечной жизни.

 Табзир – трата средств на то, от чего нет пользы ни для религии человека, ни для его мирской жизни. И исраф и табзир являются причинами уменьшения удела человека и являются запретными. Доводом этому являются слова Всевышнего в Священном Коране (смысл): «Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, поистине Он (Всевышний) не любит расточительных» (сура «Аль-Араф», аят 31). В этом аяте Всевышний  разъяснил, что Он не любит тех и недоволен теми, кто совершает расточительство.

 А то, чем Аллах недоволен, является запретным (харам). В другом аяте Всевышний говорит (смысл): «Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители – братья дьяволов, а ведь дьявол неблагодарен своему Господу» (сура «АльИсра», аяты 26–27). В разъяснении этих аятов говорится: «Делай добро и оказывай почтение родственникам.

 Выполняй перед ними свои обязанности и проявляй о них дополнительную заботу. Раздавай закят и другие пожертвования беднякам и путникам, которые лишились материальной возможности вернуться домой. Но не расточай чрезмерно, раздавая в качестве пожертвований всё своё имущество. И если милостыня причиняет вред благосостоянию человека и превосходит его возможности, то это считается расточительством, которое запрещено Шариатом. Расточители являются братьями дьяволов, потому что дьяволы призывают людей к самым порочным качествам.

 Вначале они предлагают человеку скупиться и не делать пожертвований. Но если он не слушается их, то они предлагают ему проявлять расточительство при раздаче пожертвований. Однако Всевышний Аллах  повелел придерживаться умеренного и справедливого пути и похвалил тех, кто выполняет эту заповедь. Говоря о качествах Своих праведных рабов, Всевышний в Коране говорит (смысл): «Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими (крайностями)» (сура «Аль-Фуркан», аят 67).

 Всевышний в этих аятах предостерегает нас от расточительства и уподобляет расточителей сатане. Смыслом слов, что сатана не благодарен своему Господу, является то, что дьявол использовал тело, дарованное ему Всевышним, на ослушание своему Творцу и на то, чтобы сбивать людей с правильного пути. И тот, кого Всевышний наделил благом, будь то здоровье, имущество, почёт или другое, а он использовал это благо на то, чем Всевышний недоволен, разве не подобен он сатане? Разве он не проявляет неблагодарность по отношению к благам, дарованным ему? Конечно же, проявляет.

 Поэтому Всевышний говорит, что такие люди являются братьями дьяволов. И это уподобление является доводом тому, что исраф и табзир являются запретными. Конечно же, возникает вопрос: «Если исраф является чрезмерным расходованием на дозволенное, то какие именно расходы считаются дозволенными в Шариате? И какие именно расходы считаются бесполезными и входят в понятие “табзир”?»

 Имам аль-Газали в своей книге «Альвасит филь-мазхаби», высказываясь о табзире, говорит: «Табзир – выражение нечестия, которое проявляется расходованием средств на то, в чём нет пользы ни для религии, ни для мирской жизни человека». Он же в книге «Ихьяу улуми ддин» называет такое расходование «изаатом» – напрасной порчей имущества. Далее аль-Газали разъясняет, что порча имущества бывает двух видов. Первый вид. Реальная порча имущества. Например, когда человек простонапросто выкидывает имущество в воду, огонь, рвёт и портит одежду или же выкидывает еду до того, как она испортится. Второй вид. Смысловая порча имущества. Это расходование на бесполезное.

 Например, трата имущества на певиц, музыкантов и им подобных. А входит ли в понятие «табзир» расходование имущества на то, чтобы добиться уважения среди окружающих? Да. Так как в этом нет ни религиозной, ни мирской пользы. Необходимо знать, что, для того чтобы попасть под понятие «расточительство», необязательны большие расходы. Расточителем является и тот, кто расходует даже малую часть имущества на бесполезное.

 Что касается исрафа, то он отличается от табзира. Это излишние расходы на полезные дела. Однако и это является запретным. Излишними расходами считается ситуация, когда человек, тратя на благое, ущемляет права близких. Как же это происходит? У каждого человека есть долги и обязательства по отношению к своим близким. Поэтому, когда человек, который обязан обеспечить свою семью, отдаёт всё имущество на милостыню, он тем самым притесняет своих родных. Он лишает их своей доли. Поэтому Всевышний призывает соблюдать середину между этими крайностями.

 Расходы человека делятся на три вида

Первый вид. Обязательные расходы.

Это расходы, предписанные Шариатом и человеческим нравом: на семью, гостей, подарки и тому подобное. Тех, кто оставляет эти расходы, называют скупыми.

Второй вид. Возможные расходы.

Сюда входит трата имущества на милостыню, посредством которой человек получит вознаграждение на том свете (оно называется тратой на благое). Или же трата на что-либо, от чего он получит пользу в дальнейшем на этом свете (оно называется тратой на дозволенное).

Третий вид. Запретные расходы.

Это расходы на бесполезное и излишние расходы на дозволенное или же благое. Что касается границ исрафа в расходовании средств на дозволенное, они отличаются в зависимости от состояния богатства человека. Шариат не запрещает жить красиво. Человек вправе использовать своё имущество на блага этого мира в такой степени, пока не будет опасности потери имущества.

 Вред от потери имущества превосходит те наслаждения, которые он получает от его траты. Но если нет такой опасности и человек выполняет все свои имущественные обязательства перед Господом и людьми, будь то обязательный закят, обеспечение семьи и близких, и если у него нет долгов, то он имеет право тратить на дозволенные блага сколько захочет, даже если эти расходы будут превышать траты людей, обладающих таким же богатством. Имущество приобретается для того, чтобы от него была польза и наслаждение. И эти расходы на наслаждения не считаются исрафом в Шариате. Но если говорить относительно благочестивых людей, то они считают и такие траты исрафом. Их нравы не позволяют им излишеств. Поэтому, даже если эти расходы являются дозволенными в Шариате, они считаются нежелательными (карахату танзих), потому что тот, кто их совершает, лишается достоинства аскетизма. А также он лишается вознаграждения за милостыню (садака) и благодеяния, если ограничивается только обязательными расходами и тратой на наслаждения.

 В книге «Аддурару аль-Мубахат» сказано: «Что касается употребления дорогой еды, одевания роскошной одежды, возведения больших красивых домов, т.е. того, что Шариат не запрещает, то это не является исрафом, если это происходит от дозволенным способом заработанного имущества и если этим человек не намерен проявить гордость и высокомерие. Это является нежелательным, так как тому, кто выбрал ахират (тот свет), подобает ограничиться малым для себя и расходовать лишнее, раздавая милостыню.

 Тот свет лучше, и он вечен». Что же касается расходов на благие дела, таких как садака (милостыня), постройка мечетей и тому подобное, в этом есть польза и вознаграждение для человека. И трата даже всего имущества на такие цели не является напрасной. Однако и в этом есть ограничения. Всевышний повелевает нам не делать исрафа даже в благих деяниях. Тому, кто, не выполнив своих обязательств перед родными, отдаёт всё имущество на садака, необходимо знать, что содержание семьи – обязанность, а милостыня – желательное дело. И что обязательное бывает выше желательного. Грех за невыполнение обязательного преобладает над желательным, поэтому такой расход имущества считается исрафом. К тому же мы не знаем, что произойдёт завтра.

 Отдав всё своё имущество как милостыню, человек может попасть в ситуацию, когда ему самому понадобится материальная помощь. И тогда он может пожалеть о своей милостыне, тем самым лишив себя вознаграждения за неё. К тому же он ещё оказывается в трудной ситуации. Поэтому тому, кто не уверен, что может обеспечить себя и своих подопечных, лучше оставить немного на запас. Посланник Аллаха  в хадисе говорит: «Достойнейшая милостыня или лучшая милостыня – (даваемая) при богатстве. Верхняя рука лучше нижней руки. Начинай (раздачу материальных ценностей) с тех, кто на твоём иждивении». Но если человек обеспечивает свою семью и уповает на то, что Всевышний наделит его пропитанием, то в таком случае отдать всё имущество как милостыню не является исрафом. Пророк  не остановил Абу Бакра  и не упрекнул его, когда тот отдал всё своё имущество на пути Аллаха . Потому следует понять, что исраф в благих деяниях бывает лишь тогда, когда это приводит к порче воздаяния за них. Этим разъясняется и смысл слов салафов (праведных предшественников): «В благих делах нет расточительства». Да наделит нас Всевышний благодатным имуществом и поможет расходовать его так, чтобы Он был доволен нами. Амин!

 МУХАММАД МУХИДИНОВ

Также в рубрике

Важность совершения намаза

Известно, что совершение намаза занимает особое место в жизни человека. После шахады, свидетельства

Милость Аллаха ﷻ велика

Сегодня мы живём в таком мире, в котором трудно не попасть в греховное. Мы знаем, как было у предыдущих общин:

«Всё стало лёгким после слов шахады»

Жительница Скандинавии приняла Ислам

Честь – неприкосновенна

Ислам запрещает посягать на честь и достоинство человека, в каком бы обществе он ни находился, будь это