05 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.10.2023 (по Ханафи)

1.Мой муж женился (взял вторую жену) три года назад. Я воспитываю четверых его детей от первого брака и четверых рождённых мною. Живём в одном дворе. У новой (второй) жены детей нет.

Мой муж помогает своим детям, но ко мне не относится как к жене. Кроме как что-то приказать сделать. Прав ли он? 

В данном случае ваш муж не прав, он должен относиться ко всем жёнам одинаково и справедливо. В хадисе, переданном от Абу Хурайры رضي الله عنه, передаётся, что Посланник Божий ﷺ изрёк: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам» (Ахмад).

Сообщает от Айши رضي الله عنها, что Посланник Всевышнего ﷺ изрёк: «Лучший из вас тот, кто лучший для своей семьи, и я лучший из вас отношением к своей семье» (Ибн Маджа). 

Вопросы, касающиеся взаимоотношений мужа и жены, соблюдения их обязанностей, необходимо решать, выслушав обе стороны, индивидуально разбираясь в проблеме. Поэтому советуем вам обратиться к имаму мечети той местности, где вы проживаете, либо к компетентному богослову. 

2.Когда ребёнок становится молочным сыном (дочерью)? 

Молочным сыном (дочерью) становятся после принятия внутрь молока кормилицы, при условии, что ему ещё не исполнилось два года по лунному календарю, даже если это кормление произойдёт единожды. И также ребёнок станет молочным сыном или дочерью, если молоко будет сцежено в бутылочку и потом он выпьет или оно попадёт внутрь через нос. 
(«Аль-Бахр ар-Раик»)

3. Допустимо ли совершать земной поклон (саджда), лишь наклонившись вперёд либо жестом, если на 
лбу есть рана? 

Совершение земного поклона таким образом в данной ситуации не будет достаточным. Молящийся должен будет совершать саджду, дотрагиваясь до поверхности пола носом, иначе его намаз будет недействительным.
(«Фатава Хиндия»)

4.Что обязан сделать верующий в отношении усопшего?

1. Необходимо провести ритуальное купание (гусль). От Ибн Умара رضي الله عنه передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Омывать усопших является обязанностью верующих» (Ибн Маджах).
2. Завернуть в саван. От Абу Катадата رضي الله عنه передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Когда один из ваших братьев покидает этот мир, заверните его в лучший саван» (ат-Тирмизи).
3. Совершить намаз над усопшим (саляту джаназа). 
4. Похоронить усопшего, обратив его к кибле. В хадисе говорится: «Посещайте больных и провожайте усопших (участвуйте в похоронах)» (Ахмад, аль-Байхаки).
Приветствуется посещать родных покойного, выражать им соболезнование и читать мольбу о прощении и милости Господа для покойного.
(«Дурар уль-Мухтар»)

5.Мой брат поклялся больше не совершать молитвы (намаз), и теперь он сожалеет об этом. Что ему делать?

Это, несомненно, греховный поступок, и вашему брату нужно нарушить клятву и искупить её.

Имам Муслим в своём сборнике приводит хадис, переданный Абу Хурайрой رضي الله عنه, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Кто поклялся в чём-либо, а потом увидел что-то лучшее, пусть искупит свою клятву и делает то, что лучше». 

За нарушение подобной клятвы необходимо совершить искупление (каффарат уль-ямин) – накормить или одеть десять бедняков. Бедняками считаются те, кто вправе получать закят. Кормить следует два раза в день, и это может быть в виде угощения либо передачи денег для покупки еды. Если это одежда, то она должна покрывать большую часть тела, поэтому дать, например, только штаны будет недостаточно. 

Нет обязательного условия в том, чтобы одежда была новой, однако она должна быть в таком состоянии, чтобы её можно было носить более трёх месяцев. Нельзя одному бедняку дать еду сразу за десять дней. Это будет засчитано только как за один день. Можно в течение десяти дней подряд кормить одного бедняка, а можно сразу накормить в один день десять разных бедняков. Если у человека нет возможности накормить или одеть десять бедняков, то ему необходимо поститься три дня подряд. 

Пока есть возможность накормить бедняков или одеть их, он не может переходить к посту.
(«Ат-тасхил ад-Дурури ли-масаил аль-Кудури»)

6. Что должен делать имам после того, как на владение имуществом
подан иск?

Имам должен опросить ответчика, и если тот признает свою неправомочность, то истцу передаются права, на которые он претендовал. Если ответчик не признает своей неправоты и приведёт явные доказательства в свою пользу, произнесёт клятву своей правоты, то претензии истца отвергаются. Если же обе стороны не предъявят явных доказательств своей правоты или неправоты противоположной стороны, то спор решается в пользу того, кто не откажется от клятвы в своей правоте. Если же оба дадут клятву в своей правоте, то тяжба решается в пользу ответчика.
(«Ат-тасхил ад-Дурури ли-масаил аль-Кудури»)

7.В молодости меня очень сильно обидела одна знакомая, можно сказать, она повлияла на всю мою жизнь. Вследствие этого я много настрадалась, всё в жизни пошло наперекосяк. Теперь она умерла, и я в душе искренне хочу её простить, но никак не могу, очень стараюсь, но не получается. Как мне быть, как заставить сердце это сделать?

 Действительно, искренне простить тех, кто причинил нам много боли и зла, не так легко. Но нужно стремиться к этому, так как простившего ожидает большое воздаяние от Господа, и в этом благо этого мира – спокойствие души. В одном из аятов Корана Всевышний поясняет нам, что Рай уготован для богобоязненных, одним из качеств которых является умение прощать. Также Посланник Господа ﷺ побуждал к прощению и сказал, что одним из важных качеств благого нрава является умение прощать. 

Для того чтобы было легче простить, читайте как можно больше о достоинстве прощения, а также искренне молитесь о том, кто вас обидел. Если мы будем просить блага для обидчика, то со временем ощутим, как обида покидает наше сердце. Также нам поможет размышление о том, что мы порой сами можем ненароком обидеть кого-либо и что если не простим, то и другие не простят нас. Мы часто совершаем грехи, просим прощения у Всевышнего Господа и в то же время сами не хотим прощать тех, кто согрешил в отношении нас. 

Вам также помогут размышления о том, что всё произошедшее с вами никак не могло миновать вас. Всё произошедшее – это воля и предопределение Господа, через эти трудности Он испытывает вас. Просите Всевышнего избавить вас от обиды и злобы в сердце. 

Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Будьте милосердными – и Аллаh ﷻ проявит Свою милость к вам. Прощайте других – и Аллаh ﷻ простит вас» (Ахмад).

Ответы даны согласно богословско-правовой школе имама Абу Ханифы

Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62