10 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Учитель, мы все в долгу перед тобой

Значение слова «учитель» для всех нас имеет особый, тёплый смысл. Яркий образ педагога сопровождает нас на протяжении всей жизни, вдохновляет на добрые поступки.

Для меня, педагога с 35-летним стажем, профессия учителя – огромный мир, где к каждому детскому сердцу нужен особенный подход, чтобы заполнить его светом, знанием, добротой, чтобы воспитывать настоящих людей и отправлять их в большую дорогу жизни. 

Мой долгий путь в любимую профессию начался с самых ранних лет.

Оглядываясь назад, вижу свой маленький аул, старенькую школу, которую зимой согревали дровами и углём уборщицы, одной из которых была моя мама. В самом начале дня, после утреннего намаза, она забирала меня с собой и оставляла сидеть в учительской, а сама уходила работать. Трепетно, осторожно я перелистывала журналы, смотрела, какие оценки получают другие ученики, и мечтала о том, что когда-нибудь я тоже буду входить в класс с журналом в руках и говорить: «Здравствуйте, дети!»

Мой первый учитель

Помню, как мы каждое утро встречали своего первого учителя, бежали навстречу, каждый из нас пытался донести её сумку с тетрадями, планами до учительского стола. Новые темы слушали затаив дыхание, ловили каждое её слово, а когда приходили домой, рассказывали родным, что нового узнали, делились впечатлениями, полученными на уроках. Всё познаётся в сравнении: учу детей, сравниваю жизнь тогда и сейчас и рассказываю им, какими мы были учениками, а они слушают, словно сказку. 

Да, годы быстротечны, поэтому, пока есть время, стараюсь донести до юных сердец всё, что было свято для нас: «Учитель в СССР старался воспитывать нас настоящими тружениками, каждый класс –  «тимуровская команда». Разве можем забыть счастливые лица пожилых людей, которые ждали команду помощников с жареными лепёшками и горячим чаем с молоком? Мы, девочки, чистили двор, убирались в доме, поливали цветы, избавляли огород от сорняков, а мальчики убирались в сарае.

А потом все дружно садились за стол и лакомились угощениями, предложенными нам хозяйкой дома. А главное, каждый раз мы приходили к старым людям с большим удовольствием, и родители хвалили нас и говорили: «Вы зарабатываете себе на старость. Как вы относитесь к старшим сейчас, так и к вам будут относиться через много лет!» Не было ОГЭ, ЕГЭ, мы заучивали все экзаменационные билеты наизусть и рассказывали друг другу содержание произведений, решали уравнения, правила и т.д. Учитель для нас был образцом для подражания – может, поэтому я и выбрала профессию педагога. Сбылась детская мечта». 

Звание «Учитель» почётно во все времена

Сегодня время другое, и дети не такие, какими были мы. Иногда мы тоскуем по ушедшим временам, но жизнь не стоит на месте, и звание «Учитель» сейчас хоть и не на должном уровне, но всё же имеет почёт и уважение. За десять лет работы на радио я брала много интервью с учителями из разных сёл и районов. Особенно мне нравилось приглашать учителей с большим стажем работы. Мнения о действительности, конечно, звучали противоречивые, но я часто ощущала их тоску по советскому образованию. Вот что говорили педагоги: 

«Раньше за поведение ставили оценки, дисциплина была на первом месте. Дети знали своё место, родители прислушивались к учителю, обращались за советом. Чтобы воспитывать детей так, как в советские времена, надо вернуть прежние школьные традиции. Ни один учитель не будет применять их во вред детям, только на пользу».

«Нет разницы между нынешним и прежним учебным процессом. И тогда были контрольные работы, мероприятия, экзамены, родительские собрания, педсоветы, и сейчас то же самое. Конечно, дети стали другими, но они не стали хуже, так же дружат, ссорятся, хулиганят. А писанины было много и раньше, и сейчас. Не тоскую по ушедшему времени и не жалуюсь на сегодняшнее образование, люблю свою работу, многому научила сотни детей, на что же жаловаться? Не всем так повезло в жизни».

«Раньше я чувствовала особое уважение со стороны детей, калитку открывали передо мной, здоровались все без исключения. Сейчас дети в наушниках, с телефонами в руках, не видят прохожих, зато очень хорошо знают свои права».

«Лучше всего мне работалось в 90-е. Не было денег, зато с детьми ставили эксперименты, жизнь в школе кипела. Оптимизм никогда не покидал нас, мы свято верили в процветание нашей Родины. Всегда надо работать в удовольствие».

Таких противоречивых учительских мнений немало, но в какое бы время ни работал учитель – он всегда ищет достойный выход в любой ситуации, находит, экспериментирует, старается шагать в ногу со временем. Знаменитый писатель Антон Чехов отмечал: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело». 

Храню альбом с сочинениями детей, письма – какие же они тёплые, столько в них любви и благодарности своим наставникам! Сейчас эти бывшие ученики уже сами работают в разных регионах нашей Родины, даже за границей. 

Сегодня каждый учитель-предметник – настоящий герой, профессионал своего дела, хотя и сейчас очень много времени уходит на отчёты и прочую бумажную работу.

Уроки любимых учителей

Учитель во все времена приносил и приносит пользу обществу, а значит, любим Господом. Поэтому профессия учителя одна из трудных, но очень важных. 
Уроки учителей, которых любят дети, запоминаются на всю жизнь. Немало сложено песен, написано стихов о любимых учителях. Как искренне они звучат!

Не смейте забывать учителей, 
Они о нас тревожатся и помнят! 
А. Дементьев

Удачи вам, сельские и городские
Уважаемые учителя! 
Р. Рождественский

А тот, кого учителем считаю,
Как тень прошёл и тени не оставил.
Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,
И славы ждал, и славы не дождался… 
А. Ахматова

С гордостью держу в руках шестой номер литературно-художественного альманаха «Литературные горизонты» в двух томах, посвящённый проходящему в нашей стране Году педагога и наставника. Альманах издан совместно с Союзом писателей России. На страницах альманаха много интересных очерков и стихов на тему «Учитель-наставник». Среди творческих работ, вошедших в сборник, и мой скромный труд-эссе «Я – учитель и поэт». Безмерно рада, что, несмотря на разные перипетии, учитель остаётся на достойном месте. 

Какой бы работой я ни занималась, считаю, что учительство – моё призвание. Свою любовь к детям выражаю строчками:

Если ты месяц, то звёздочки – дети.
Рой их весёлый кружится, летит,
Если ты солнце, то в ласковом свете
Каждый ребёнок и сам заблестит.

Если ты дерево, школьники – ветки,
Листьями пусть шелестят веселей.
Если родник ты, цветы – это дети,
Влаги живительной им не жалей.

Ты ведь Учитель, источник их знаний.
Круг добрых дел не прервётся навек.
Сердце ребёнку дай в час его ранний – 
Завтра не вырастет злой человек.

Пусть твои дети трудами благими
Мир изменяют – дел нужных не счесть.
В каждом поступке навеки вы с ними!
Учите вы их – хвала вам и честь!

Очень нравятся слова Льва Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, то он – совершенный учитель». 

Всех учителей-коллег поздравляю с нашим профессиональным праздником со страницы самой доброй газеты «Ас-салам»! В каждом из нас Учитель будет жить, пока сердце бьётся в груди.
 

Салимет Майлыбаева