12 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Можно ли совершать мавлид?

Мусульмане первых веков никак не выделяли месяц Раби уль-Авваль среди прочих.

Любовь к Пророку ﷺ и память о нём  была жива в сердцах людей. Однако со временем люди стали забывать подробности его жизни и его учение, и, чтобы возродить эти знания, мусульманские правители и учёные сочли необходимым проведение в этом месяце особых мероприятий.

Итак, что такое мавлид? Имеет ли он историческую и каноническую обоснованность? Какая в нём польза? 

Доводов о пользе и дозволенности проведения мавлида много, однако можно встретить и тех, кто, несмотря на все достоинства этого благословенного мероприятия (маджлиса), пытается поставить его под запрет (харам), говоря, что это есть не что иное, как бид’а, то есть новшество. Такие люди заявляют, что во времена Пророка ﷺ и его сподвижников не проводились мавлиды. И в качестве довода приводят хадис Посланника Господа ﷺ: «Каждое нововведение – заблуждение» (Абу Давуд, ат-Тирмизи).

Мнения учёных о данном хадисе

Имам ан-Навави, толкуя этот хадис, говорит: «Этот хадис содержит общее понимание и указывает на те нововведения, которые ранее не совершались и не имеют основы в религии. Поэтому учёные разделили нововведения на обязательные, желательные, дозволенные, нежелательные и запретные» («Шарх Сахих уль-Муслим»).

Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал: «Под словами “каждое новшество – это заблуждение” подразумевается то, что появилось после того, как Пророк ﷺ покинул этот мир, без общего или частного довода на это в религии. Если нововведение содержит благое, то это желательное нововведение» («Фатх уль-Бари»).

Что значит «хорошее новшество» (бид’а)

Пророк ﷺ указал на особые поклонения, определив конкретное время, место, ракааты и т. д. Утренняя молитва, например, установлена в конкретное время – с рассвета до восхода солнца, в два ракаата. Но предположим, что по какой-то причине вы решили добавить ещё один ракаат, оправдывая поступок поклонением Всевышнему. А кто-то решит изменить время молитвы, число земных поклонов, что и вовсе противоречит в своей основе вере и является запрещённым новшеством.

Но если мы, руководствуясь общим велением читать зикр (поминание Господа) или произносить салават (благословение Пророка ﷺ), без обозначения времени и места, сами определим для себя время и место, то это не будет запретным новшеством, так как это имеет основу в религии. Например, после утреннего намаза каждый день я буду читать один джуз Корана или в определённый день или месяц дома организую мероприятие, где буду читать салават на Пророка ﷺ, рассказывать о его жизни. Ибо эти деяния являются благом, и за их совершение верующего ожидает воздаяние от Господа, как об этом свидетельствуют Коран и хадисы Пророка ﷺ.

Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: «Учёные единогласны во мнении о дозволенности хорошего новшества и получении воздаяния за него». 
Итак, приведём множество примеров того, чего не было во времена Пророка ﷺ и в чём нет сомнения, что это всё является благом. Собрание текстов Корана в единую книгу (мусхаф); исламские учебные заведения, институты, мадраса (медресе); издание богословских книг; исламские типографии, СМИ, различные конференции, собрания; строительство минаретов для мечетей; поездка и организация для паломничества на современном транспорте (хаджа и умры). Изучение исламских наук для разъяснения положений Ислама, таких как усуль (основы), фикх (законоведение), тафсир (толкование Корана), маан (риторика), мантик (логика), нахв (синтаксис), сарф (морфология), тасаввуф (тарикат). Совершение коллективных намазов-таравих в месяце Рамадан; второе чтение азана для пятничного намаза, строительство мечетей из современных строительных материалов, украшенных орнаментом, и многое другое.

Ведь всего этого не было во времена Пророка ﷺ. Это появилось позже, в последующие столетия, в эпоху сподвижников Пророка r, табиинов (тех, кто видел сподвижников) и имамов четырёх мазхабов (богословско-правовых школ). И они это всё одобряли ввиду того, что это не противоречит Корану, хадисам и основам веры.

Невольно возникает вопрос: разве сподвижники не слышали об этом хадисе: «Каждое нововведение – заблуждение»? Конечно же, слышали, ведь сподвижники лучше всех знали и понимали хадисы Пророка ﷺ. Получается, что мы недостаточно изучаем свою религию и не до конца вникаем в смыслы благородных хадисов.
О том, что человек получит награду за то, что ввёл что-либо новое, чего не было до этого и в чём есть польза для людей, свидетельствует достоверный хадис

Посланник Аллаhа ﷺ: «Тот, кто придумает в Исламе что-либо хорошее и полезное, получит за это воздаяние, а также за то, что совершали другие, следуя его примеру, при этом нисколько не умаляя их воздаяние» (Муслим, ат-Тирмизи).

Итак, мавлид – это благословенный и радостный маджлис, где читают и слушают Коран, многократно произносят благословение Пророку ﷺ, рассказывают о его благородной Сунне (хадисы), жизни (сира), в конце раздают угощения и обращаются с мольбой ко Всевышнему. 

Всевышний в достопочтимом Коране сказал (смысл комментария): «Скажи (им, о Мухаммад ): “Пусть возрадуются (верующие) за щедрость и милость Аллаhа …”» (сура «Юнус», аят 58).

Всевышний повелевает нам радоваться Его милости. А Пророк Мухаммад ﷺ есть наибольшая милость для нас, ибо сам Создатель об этом сказал (смысл комментария): «И Мы отправили тебя (о Мухаммад ) только как милость для миров (людей и джиннов)» (сура «Аль-Анбийа», аят 107).

О Всевышний, помоги нам достойно провести этот благословенный месяц, выражая радость по случаю рождения Твоего Любимого Пророка ﷺ, изучая и распространяя знания о нём. Амин!

Абдулла Магомедов