11 Мая
2024 года
поделиться
Категория: История

Смута – притеснение хуже убийства

(Начало в предыдущих номерах.)

Абдуллах бин Джахш رضي الله عنه двигался в указанном направлении, пока не достиг Нахла, а через некоторое время мимо прошёл караван с изюмом, кожами и другими товарами. С этим караваном следовали Амр бин аль-Хадрами, Усман бин Абдуллах бин аль-Мугира, Навфаль бин Абдуллах и другие. Мусульмане посоветовались друг с другом и сказали: «Сегодня последний день месяца Раджаб, запретного месяца, и если мы станем сражаться с ними, то нарушим традиции; если же мы не станем трогать их в течение этой ночи, то они успеют преступить заповедную территорию Мекки», – после чего приняли решение напасть на них. 

Один из них пустил стрелу в Амра бин аль-Хадрами и убил его, потом они захватили Усмана и аль-Хакама, а Навфалю удалось уйти. Затем они привели караван вместе с двумя пленными в Медину. Посланник Аллаhа ﷺ выразил им недовольство и сказал: «Я не велел вам сражаться в запретный месяц!» – и не стал ничего делать с захваченным караваном и двумя пленными. Многобожники использовали этот случай как повод для обвинения мусульман в том, что они нападают в запретные для войн месяцы. Вскоре Пророку ﷺ было ниспослано откровение от Господа, где говорилось (смысл комментария): «Они спрашивают тебя (о Мухаммад ﷺ), дозволено ли сражаться в запретный месяц. Скажи: «Сражение в этот месяц – большой грех, однако отвращать людей от пути Аллаhа ﷻ, не верить в Него, (не пускать) в мечеть аль-Харам и изгонять оттуда (местных) жителей её – ещё больший грех перед Аллаhом ﷻ, ибо смута хуже убийства…» (сура «Аль-Бакара», аят 217). 

В этом откровении ясно говорилось о том, что обвинения, выдвинутые многобожниками против мусульманских воинов, не имеют под собой никаких оснований, так как все запреты были сначала нарушены теми, кто начал войну против Ислама и стал преследовать людей, исповедовавших эту религию. Разве верующие не жили на заповедной территории Мекки («аль-Харам»), когда было принято решение конфисковать их имущество и убить их Пророка ﷺ? Так почему же к запретным месяцам вдруг вернулась их святость? Нет никаких сомнений, что в основе пропаганды, которую принялись распространять многобожники, лежали обман и несправедливость. 

Вскоре после этого Посланник Аллаhа ﷺ отпустил обоих пленников, а родственникам убитого выплатил виру (определённый выкуп за убийство). Все эти походы были предприняты до битвы при Бадре, и ни один из них не был связан с грабежами или убийствами людей до тех пор, пока этого не совершили многобожники под руководством Карза бин Джабира аль-Фихри. Таким образом, начало было положено именно многобожниками, не говоря уже обо всём том, что они делали прежде. После того, что произошло с отрядом Абдуллаха бин Джахша رضي الله عنه, всё, чего опасались курайшиты, стало осуществляться, они столкнулись с реальной опасностью и в конце концов пришли именно к тому, чего боялись. Они поняли, что Медина внимательно следит за каждым их торговым караваном и что мусульмане способны вести военные действия на удалении трёхсот миль от своего города, при необходимости убивать и брать в плен их людей, захватывать их богатства, а потом благополучно возвращаться домой с добычей. 

Таким образом, многобожники Мекки начали осознавать, что их торговле с Шамом (ныне территория Сирии и близлежащих государств вокруг неё) угрожает постоянная опасность. Но вместо того, чтобы отказаться от своих амбиций и пойти на примирение, как сделали это племена Джухайна и Бану Дамра, они распалились злобой и ненавистью ещё больше. Они твёрдо решили осуществить свои прежние угрозы и уничтожить мусульман в их собственных домах, и это безрассудство привело их к поражению в битве при Бадре. 

Именно в это время – в месяце Шаабан 2-го года хиджры (февраль 624 г.н.э.) – Всевышний ниспослал Пророку ﷺ откровение об изменении направления киблы с Иерусалима на Заповедную мечеть в Мекке, на Каабу. 

Битва при Бадре

Мы уже упоминали о том, что караван курайшитов ускользнул от Пророка ﷺ по пути из Мекки в Шам. Когда подошло время его возвращения обратно в Мекку, Посланник Аллаhа ﷺ отправил Тальху бин Убайдуллаха رضي الله عنه и Саида бин Зайда رضي الله عنه на север, чтобы они занялись сбором сведений о караване. Они добрались до местности аль-Хавра и оставались там, пока мимо не прошёл караван, в котором находился Абу Суфьян, после чего поспешили в Медину и сообщили об этом Пророку ﷺ.

В этом караване, состоявшем из тысячи нагруженных товарами верблюдов, находились огромные богатства мекканцев. Стоимость товаров составляла не менее пятидесяти тысяч динаров золотом, а охрану каравана несли около сорока человек. Воинам Медины представился удобный случай нанести сокрушительный военный, политический и экономический удар по мекканцам. 

Посланник Аллаhа ﷺ обратился ко всем верующим со словами: «Это караван курайшитов, в котором находятся их богатства. Идите же к нему, и, может быть, Аллаh ﷻ дарует вам добычу!» Пророк ﷺ никого не заставлял выступать в этот поход, оставив всё на усмотрение самих воинов, предоставляя им свободу выбора. Никто не ожидал, что вместо каравана им придётся встретиться с армией мекканцев и вести с ними жестокую битву при Бадре. По этой причине многие сподвижники остались в Медине, считая, что на этот раз им не придётся столкнуться с тем, с чем они привыкли сталкиваться во время предыдущих своих военных походов. 

Военные силы мусульман и распределение командных постов

Вместе с Пророком ﷺ в поход готовы были выступить более трёхсот десяти воинов (их было 313, по другим версиям – 314 или 317 человек), в их числе более восьмидесяти мухаджиров (переселенцев Мекки), 61 человек из племени Авс и 170 хазраджитов. Они не придавали большого значения этому походу и не были полностью готовы к нему. У мусульман было только две лошади, одна из которых принадлежала аз-Зубайру бин аль-Авваму رضي الله عنه, а другая – аль-Микдаду бин аль-Асваду رضي الله عنه, а также 70 верблюдов, на каждом из которых по очереди ехали двое или трое всадников. Одного верблюда на троих имели также Посланник Аллаhа ﷺ, Али ибну Абу Талиб رضي الله عنه и Мурсид бин Абу Мурсид аль-Ганави رضي الله عنه. В качестве имама в Медине Пророк ﷺ оставил Ибну Умму Мактума رضي الله عنه, однако, достигнув местности ар-Равхи, он отослал назад Абу Любабу бин Абд аль-Мунзира رضي الله عنه, назначив его старшим в Медине. 

Общее командование всеми военными силами мусульман было поручено Мусабу бин Умайру аль-Кураши رضي الله عنه, и знамя верующих было белого цвета. Пророк ﷺ разделил войско мусульман на два отряда. 

1. Отряд мухаджиров, знаменосцем которого был Али бин Абу Талиб رضي الله عنه. 
2. Отряд ансаров, знаменосцем которого был Саад бин Муаз رضي الله عنه. Командующим правого крыла был назначен аз-Зубайр бин аль-Аввам رضي الله عنه, а левого – аль-Микдад бин Амр رضي الله عنه, и только у них, как уже упоминалось ранее, были лошади. Командующим арьергардом был назначен Кайс бин Абу Саасаа رضي الله عنه, а общее руководство в качестве верховного главнокомандующего осуществлял сам Пророк ﷺ. 

Войско мусульман движется в сторону Бадра 

Посланник Аллаhа ﷺ двинулся в путь во главе этого неподготовленного войска. Он выступил из Медины и шёл по главной дороге на Мекку, пока не достиг колодца ар-Рауха. Покинув это место, он двинулся направо по направлению к Бадру и через некоторое время пересёк ущелье Рахкан, которое расположено между спуском, ведущим к Бадру, и горным проходом ас-Сафра. Затем он миновал этот горный проход и приблизился к самой ас-Сафре, откуда послал Басбаса бин Амра аль-Джухани رضي الله عنه и Ади бин Абу зЗагба аль-Джухани رضي الله عنه к Бадру, чтобы они разузнали всё о караване. 

(Продолжение следует.)
 

Адиль Ибрагимов