11 Мая
2024 года
поделиться
Категория: История

Обладатель двух сияний

(Продолжение. Начало в предыдущем номере)

Во времена правления Умара ибну аль-Хаттаба رضي الله عنه люди испытывали огромные трудности из-за засухи, которая обрушилась на них. Они не знали, чем накормить своих детей, земля окрасилась в цвет пепла, за что назвали тот год –- годом Рамадат. Умар رضي الله عنه в отчаянии не знал, чем им помочь, и призывал проявить терпение и уповать на Всевышнего.

В конце дня пришли вести о том, что караван Усмана бин Аффана رضي الله عنه возвращается из Шама (ныне территория Сирии и близлежащих стран вокруг неё) и что он прибудет в Медину к утру.

На следующее утро люди ещё не успели завершить намаз, как услышали крики женщин и детей, выбегающих из домов навстречу каравану Усмана رضي الله عنه. Люди бежали группами, обгоняя друг друга, словно соревнуясь, кто первым встретит караван. 

Вскоре подошли к каравану торговцы, и радости не было предела, так как они увидели тысячи верблюдов, переполненных поклажей с зерном, изюмом, маслом и другими необходимыми продуктами. 

Самая прибыльная торговля

И вот караван приблизился ко двору дома Усмана رضي الله عنه, и юноши охотно стали снимать товар с верблюдов. Торговцы зашли в дом к Усману رضي الله عنه и, поприветствовав его, сказали: «Продай нам то, с чем ты приехал, о Абу Амр («отец Амра», прозвище Усмана رضي الله عنه)». Усман رضي الله عنه сказал: «С любовью и почтением к вам. Какую же прибыль хотите принести мне?» Они сказали: «Мы готовы заплатить тебе динарами и дирхамами», – и стали называть цену. Усман رضي الله عنه сказал: «Мне заплатят больше». Торговцы начали называть большую сумму, только чтобы он согласился продать им товар. Однако Усман رضي الله عنه отказал им, говоря, что ему готовы заплатить больше.
Тогда торговцы сказали: «О Абу Амр, в Медине нет других торговцев помимо нас, и никто другой не опередил нас, предлагая купить у тебя товар. Кто же тот, кто готов заплатить тебе больше того, что мы тебе предлагаем?» Усман رضي الله عنه ответил: «Поистине, Всевышний Аллаh заплатит мне за каждый ваш дирхам в десять раз больше. Готовы ли вы дать больше этого?» – «Нет, о Абу Амр», – согласились они. Затем Усман رضي الله عنه сказал: «Я свидетельствую перед Всевышним, что отдаю всё содержимое этого каравана бедным и нищим верующим Медины, и не желаю от них ни динара, ни дирхама. Желаю лишь воздаяния от Господа и Его довольства».

Правление Усмана ибну Аффана رضي الله عنه

Когда Усмана رضي الله عنه выбрали правителем мусульман, он, как и прежде, не переставал заботиться о верующих, старался облегчить им жизнь. При его правлении территория государства расширилась, и в него вошли Армения, Кавказ, страны Африки и Азии, Кипр и другие. Люди на этих землях пребывали в богатстве и справедливости. 

Хасан аль-Басри رضي الله عنه рассказывает, что люди во времена правления Усмана رضي الله عنه пребывали в спокойствии и роскоши. Глашатаи Усмана رضي الله عنه ежедневно призывали людей прийти за дарами, забрать то, в чём они испытывают нужду. И каждый мог прийти и взять то, в чём он нуждался, будь это что-либо из продуктов питания, одежды или инструментов быта. Это было результатом справедливого правления Усмана رضي الله عنه, искренним желанием заслужить довольство Всевышнего. 

Противостояние Усману رضي الله عنه

Однако некоторые люди, когда насыщаются, забывают Того, Кто одарил их этими благами, и становятся неблагодарными Создателю за это. 
Эти люди стали упрекать Усмана رضي الله عنه за то, чему, соверши это кто-либо другой, они не придали бы значения. И они не ограничились этими упрёками, а стали поднимать невежественных людей к бунту и свержению Усмана رضي الله عنه. Проклятый шайтан (сатана) наущал их различным формам греха и непослушания. Дело дошло до того, что бунтари держали правителя мусульман Усмана رضي الله عنه с его семьёй в осаде более 40 дней, лишив их еды и питья. 

Они забыли, кто им выкупил у иудеев колодец «Румат» и подарил его жителям и гостям Медины для всеобщего пользования. До этого они не могли насладиться прохладной и чистой водой, а вынуждены были покупать её. 

Они на этом не остановились и преградили ему доступ в мечеть Пророка ﷺ для намаза. А ведь они забыли о том, кто расширил эту благословенную мечеть, сделав её просторной, чтобы вмещала всех желающих. 

Возникает вопрос: где же были в это время великие сподвижники, которые позволили этим невеждам таким образом поступить с их правителем? Ответ: они были там же, в Медине, и, словно связанные по рукам, не могли ничего сделать, ибо их правитель Усман бин Аффан رضي الله عنه запретил им вмешиваться, страшась пролития крови мусульман.

И вот, когда печаль сподвижников достигла предела, они вместе со своими детьми в количестве 700 человек вошли к Усману رضي الله عنه с просьбой дать разрешение выступить против этих бунтарей и невежд. Среди них были Абдулла ибну Умар бин аль-Хаттаб رضي الله عنه, Абдулла бин аз-Зубайр бин аль-Аввам رضي الله عنه, аль-Хасан رضي الله عنه и аль-Хусейн رضي الله عنه – сыновья Али ибну Абу Талиба رضي الله عنه, Абу Хурайра رضي الله عنه и многие другие из числа великих сподвижников. 

Однако Усман رضي الله عنه, обладатель двух сияний, тот, кого Пророк ﷺ при жизни обрадовал Раем, предпочёл свою кровь взамен крови любого из верующих. Он запретил всем доставать оружие против бунтарей, более того, пообещал свободу всем тем рабам, кто вложит свои мечи в ножны. 

Благословенный сон

Незадолго до гибели Усман رضي الله عنه на какое-то время вздремнул. Во сне он увидел Посланника Аллаhа ﷺ. Рядом с ним находились его друзья Абу Бакр رضي الله عنه и Умар ибну аль-Хаттаб رضي الله عنه. Он услышал, как Пророк ﷺ, обращаясь к нему, сказал: «Отпусти пост с нами сегодня вечером, о Усман رضي الله عنه». Пробудившись, Усман رضي الله عنه понял, что сегодня он присоединится к своему Господу и встретится с любимым Пророком ﷺ. Это вселило в его сердце огромную радость и успокоение. 

В этот день Усман رضي الله عنه соблюдал пост. Он попросил жену дать ему широкие штаны, боясь, что откроется аврат (запретные части тела) после его гибели в результате действий этих вероотступников. И в пятницу, 18-го числа месяца Зуль-Хиджа к нему ворвались самые несчастные и пролили кровь лучшего из общины Мухаммада ﷺ, в то время, когда он, соблюдая пост, читал благословенный Коран. 

В качестве утешения для всех верующих говорим, что к его гибели не причастен ни один из сподвижников Пророка ﷺ. Об этом ясно пишет имам ан-Навави в своей книге «Шарх уль-Муслим»: «В убийстве Усмана رضي الله عنه не участвовал никто из сподвижников. Его убили варвары и невежественные люди, которые являются отбросами племенных сообществ, самые подлые из представителей разных племён. Они собрались и пришли вместе из Египта...».

Аналогия наших дней

Подобные методы враги религии использовали во все времена, и мы также наблюдаем их почерк в наши дни. Сегодня среди нас можно увидеть людей, которые, прикрываясь заботой о вере, вводят в заблуждение невежественных людей этой общины. Они обвиняют учёных, богословов, имамов, указывая якобы на их ошибки и несоответствие нормам религии. Цель их – разобщить верующих, вселить в их сердцах недоверие к учёным, стравить их друг с другом. 

К каким методам прибегал Абдулла бин Саба, убийца Усмана رضي الله عنه, чтобы повлечь за собой людей и разобщить верующих? Он сначала призывал невежественных людей к соблюдению предписаний Господа. Услышав его красивые слова, они доверились ему и последовали за ним. Затем он стал внушать им недоверие к местным руководителям, якобы они недостойны правления и Усман رضي الله عنه поставил их не по праву. Получив поддержку от обманутых людей, бин Саба встал против Усмана رضي الله عنه, говоря, что Усман رضي الله عنه не годится для правления, что он слишком мягкий и получил власть незаконным путём.

Обратите внимание, как схожи реалии тех времён с нашим временем. Методы старые, но проверенные на практике и удивительно срабатывающие. Сегодня потомки тех сабаитов начали критиковать назначенных руководителей, имамов, утверждать, будто они невежественны в религиозных вопросах и занимают эти должности незаконно. Возможно, эти критики сами не знают, что, пребывая в оболочке гордыни и зависти, являются инструментом в руках недругов Ислама. 
Сегодня нам как никогда необходимо объединиться вокруг наших руководителей, праведных учёных, не дать врагам использовать нас в своих корыстных целях. Желаю всем мира и милости Всевышнего. 
 

Адиль Ибрагимов