30 Мая
2024 года
поделиться

Жизнь имама Зуфара ибн аль-Хузайла

Зуфар ибн аль-Хузайл – выдающийся законовед религии и знаток хадисов, один из лучших учеников имама Абу Ханифы.

Рождение и происхождение 

Точное место рождения Зуфара ибн аль-Хузайла неизвестно, но некоторые историки считают, что родился он в Куфе (город в Ираке) в 728 году (по мусульманскому летоисчислению (хиджре) – в 110 году). Его отец аль-Хузайл ибн Кайс был родом из известного арабского племени Тамим. Недолгое время он выполнял обязанности наместника омейядского халифа Язида ибн аль-Валида в городе Исфахане (Иран). Сообщается, что у него было трое сыновей: Зуфар, Харсама и Кавсар. 
Имя Зуфар в переводе с арабского языка означает «отважный», «доблестный», а также «щедрый».

Изучение религиозных наук 

Зуфар вырос в богатой семье, получил хорошее образование и имел возможность посвятить себя изучению религиозных наук. Ещё ребёнком он выучил наизусть Коран и посещал занятия учёных Куфы, где изучал хадисы Пророка Мухаммада ﷺ. Его учителями были Сулайман ибн Махран аль-Амаш, Яхья ибн Саид аль-Ансари, Исмаиль ибн Абу Халид, Мухаммад ибн Исхак, Аюб ас-Сихтийани и другие. 

Переехав вместе с семьёй в Исфахан, Зуфар углубил свои познания и получил заслуженное признание в богословских кругах. Он обладал прекрасной памятью, мог определить, достоверен ли хадис, разбирался в отменённых и отменяющих хадисах. Многие хадисоведы Исфахана, включая выдающегося богослова Вакии ибн аль-Джарраха, пересказывали хадисы с его слов.

Вернувшись в Куфу, имам Зуфар установил тесные связи с местными учёными и стал посещать занятия имама Абу Ханифы, который на тот момент уже был одним из самых авторитетных законоведов Ирака. Воспитанный в традициях знатоков хадисов, он посвятил себя изучению юриспруденции (фикха) и в течение двадцати лет сопровождал имама Абу Ханифу. Благодаря проницательности и уму он добился больших успехов в законоведении и давал исчерпывающие ответы даже на непростые вопросы. 

Абу Джафар ат-Тахави упоминает, что причиной перехода имама Зуфара в круг единомышленников имама Абу Ханифы был юридический вопрос, который вызвал затруднения у него и его товарищей учёных-хадисоведов. Они не могли найти решение по нему, а когда задали этот вопрос имаму Абу Ханифе, тот сразу ответил, и это стало одной из причин перехода имама от науки хадисоведения к науке фикха. 

Имам Абу Ханифа высоко ценил имама Зуфара и называл его одним из своих лучших учеников

 После смерти Абу Ханифы большинство его последователей стали посещать занятия имама Зуфара, и лишь немногие из них собирались вокруг другого ученика имама – Абу Юсуфа.

Последние годы своей жизни имам Зуфар провёл в Басре, куда он приехал по вопросу завещания своего брата. Жители Басры были восхищены его знаниями и попросили остаться в городе. Поселившись на новом месте, он приступил к преподаванию и некоторое время занимал должность судьи (кадия). Он передавал хадисы со слов аль-Амаша, Исмаила ибн Абу Халида, Абу Ханифы, Мухаммада ибн Исхака, Хаджаджа ибн Арты и других учёных. В свою очередь, с его слов хадисы передавали Хасан ибн Ибрахим аль-Кармани, Аксам ибн Мухаммад, Абд аль-Вахид ибн Зийад, Абу Нуайм аль-Мулаи, Нуман ибн Абду с-Салам ат-Тайми, аль-Хакам ибн Аюб и другие. 

Имам Зуфар является муджтахидом и одним из имамов ханафитского мазхаба. Он допускал применение сравнения (кияса) в тех вопросах, где нет ясного доказательства из хадисов Пророка Мухаммада ﷺ. Если же, вынося суждение по какому-либо вопросу, он находил хадис, то руководствовался им и не применял кияс. Опираясь на метод своего учителя, имама Абу Ханифы он, тем не менее, не соглашался с ним по ряду вопросов.

Деятельность имама Зуфара высоко ценили такие известные исламские богословы, как Ибн Абд аль-Барр, Яхья ибн Маин, Ибн Хиббан, Ибн Хаджар аль-Аскаляни и другие.

Смерть имама Зуфара

Имам Зуфар скончался в возрасте 48 лет в 775 году в г. Басре (по хиджре – в 158 году). После смерти имама Абу Ханифы он прожил всего восемь лет, но внёс огромный вклад в развитие и распространение его мазхаба. 

Да не лишит нас Всевышний благодати истинных учёных! 
(«Ат-Табакат ас-Санийя»)
 

Материал подготовлен согласно ханафитскому Мазхабу

Мухаммад-фарук Азимов