ЮНЕСКО и исламское письменное культурное наследие

Сохранением культурного наследия человечества в современном мире занимается специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО.

статья опубликована в номере: 19 (536) / от 01 октября 2017 (Мухаррам 1439)
117

С этой целью были разработаны:

1. Программа всемирного наследия.

2. Программа «Память мира».

3. Конвенция о нематериальном культурном наследии. Самой известной является Программа всемирного наследия, oсновная цель которой – привлечение международных инструментов для выявления, охраны и всесторонней поддержки выдающихся в мировом масштабе памятников культуры и природных объектов. Она была принята в 1972 году в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО об охране культурного и природного наследия. Среди объектов всемирного наследия – много важных для исламской веры, в том числе находящихся в России, Азербайджане, Кыргызстане, Казахстане, Узбекистане и Туркменистане.

Программа ЮНЕСКО «Память мира» была создана в ответ на растущее осознание печального состояния документального наследия в различных частях мира. Она содействует сохранению этого наследия и всеобщего доступа к нему, а также повышению осведомлённости о его существовании и значимости. Реестр «Память мира» является важным аспектом программы. В нём перечисляется документальное наследие выдающейся универсальной ценности.

 В список входят важные элементы письменного культурного наследия Ислама таких стран, как Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Иран, Марокко, Тунис, Малайзия и Египет. Самая важная запись в реестре «Память мира» – Коран Османа («Мусхаф Османа»), хранящийся в Духовном управлении мусульман Узбекистана.

   После смерти Пророка  первый халиф Абу Бакр  (632–634) приказал записать все известные суры. Третий халиф, Осман  (644–656), приказал собрать их в книгу с помощью лучших учёных того времени. Окончательный вариант Корана, известный как «Мусхаф Османа», был подготовлен в Медине в 651 году и объявлен стандартом. Амир Тимур (1336–1405), возможно, привёз копию в Самарканд после его завоевательного похода в Сирию. Была заказана массивная мраморная подставка для Корана (в открытом виде имеет ширину 1 м 24 см); он, вероятно, выставлялся в специальные праздничные дни в великой мечети «Биби Ханум».

Подставка для Корана Османа. Мечеть «Биби Ханум», Самарканд, Узбекистан. Начало XV века

 Рукописи Корана периода правления мамлюков (1250–1517), хранящиеся в Национальной библиотеке Египта, тоже включены в реестр «Память мира». Другими важными религиозными рукописями в реестре являются сочинения Ахмеда Ясави (1093–1166) и его последователей на средневековом турецком языке (чагатаи), которые хранятся в Национальной библиотеке Казахстана. Ахмед Ясави оказал мощное влияние на развитие суфийских орденов во всём тюркоязычном мире и был самым ранним известным поэтом, сочиняющим стихи на среднетюркском.

 Амир Тимур совершил зиярат (поклонение) на могиле Ахмеда Ясави. Большой мавзолейный комплекс, который Тимур построил для него, тоже является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Большой интерес представляет и самая ранняя исламская арабская надпись, находящаяся в Саудовской Аравии. Она написана куфическим шрифтом и упоминает дату смерти второго халифа Ислама Омара бин аль-Хаттаба , который умер в последнюю ночь месяца Зуль-хиджа 23 года хиджры и был похоронен на следующий день – в первый день Мухаррама нового, 24-го года хиджры (соответствует 644-му). Надпись выложена в песчаное скальное изображение на северо-западе Саудовской Аравии – на древнем пути торговли и паломничества.

 Ещё одна надпись на камне – это БатуБерсурат Теренггану в Малайзии. Надписи (датированные 702-м годом хиджры) на столбе из природного камня являются самым ранним свидетельством написания на джави (малайская письменность, основанная на арабском алфавите) в мусульманской Юго-Восточной Азии. Надписи восхваляют Аллаха  и Пророка  и заявляют, что земля Теренггану была первой, принявшей Ислам. Они провозглашают исламские законы в отношении выплаты милостыни и десятины, прелюбодеяния и приданого. Помимо отдельных, знаковых, исламских документов, подобных приведённым выше, реестр «Память мира» также включает целые коллекции предметов, которые сгруппированы по принципу их тематического или регионального исследовательского значения. Коллекция рукописей Института востоковедения им. Аль-Бируни (Узбекистан), например, является одной из самых важных среди остальных в Центральной Азии. Впечатляющая группа – коллекция актов египетских князей и султанов, правивших от эпохи Фатимидов до конца эпохи Мамлюка. Из Туниса – коллекция архивных документов XVIII и XIX веков. Ещё одна запись – Sejarah Melayu (The Malay Annals) из Малайзии, единственный рассказ коренных жителей об истории Малайского Султаната XV – начала XVI веков. 

Бату Берсурат Теренггану, Малайзия. Датировано 702 г. хиджры

65-метровый минарет Джема, построенный в XII веке. Провинция Гур, Афганистан Страница из Корана Османа. Сура «Аль-Хиджр», аяты 67–74.

 

 В реестре – и огромная коллекция административных документов эпохи Сефевидов (1589–1735). Растущий реестр «Память мира» включает и работы самых известных исламских авторов. Из Марокко – знаменитая рукопись великого историка Ибн Халдуна (1332–1406) «Китаба аль-ибара, ва дивана аль-мольтады ва аль-хабара», которая считается новаторским трактатом по политической философии.

Медресе в историческом городе Томбукту – центре распространения Ислама в Африке в XV–XVI вв.

 Одним из великих эпосов мусульманского мира является «Шахнаме» («Книга царей») Фирдоуси (941–1020). Написанный на персидском языке, текст «Шахнаме» стал чрезвычайно популярен в Центральной Азии, Индии и бывшей Османской империи. Копия, внесённая в реестр «Память мира», была сделана для принца Баясанхора (1399–1433), внука Амира Тимура. Она хранится в Императорской библиотеке Голестанского дворца в Тегеране. Ещё два классических образца таджикско-персидской литературы объединены в уникальную рукопись в Таджикистане, в которой содержатся самые ранние сохранившиеся версии, такие как «Куллиата» Убайда Закони (1300–1371) и «Газаллийта» Хафиза Шерози (1315–1390).

Как эпос «Шахнаме» был классикой в персидской культуре, так и «Хикаят Ханг Туах» – в малайской. Две рукописи этой повести хранятся в Национальной библиотеке Малайзии, они также включены в реестр «Память мира». Реестр включает и драгоценные рукописи, относящиеся к исламской науке. Из Ирана – «Аль-Тафхим ли Аваил Санаат аль-Танджим», работа на персидском языке известного учёного Абу-Райхана альБируни (973–1048), которая является самым старым сохранившимся персидским текстом по математике и астрологии. Другим научным текстом из Ирана является «Дхахира-и-Харамшшахи» Эсмайила Жорджани, который является первым и самым важным медицинским трактатом, написанным на персидском языке (1110).

На протяжении веков он был подлинным источником информации о традиционной медицине во всём исламском мире. Самая молодая программа ЮНЕСКО в области культурного наследия была создана в рамках Конвенции об охране нематериального культурного наследия 2003 года. Культурное наследие не ограничивается памятниками и коллекциями осязаемых объектов, но также включает в себя нематериальные традиции и живые выражения, унаследованные от наших предков и переданные нашим потомкам.

В Программе и Репрезентативном реестре нематериального культурного наследия человечества перечислены его важные элементы, нуждающиеся в срочной охране. Эти реестры ЮНЕСКО уже включают значительный диапазон традиций исламского мира (81 традиция из 27 стран), касающихся местных и региональных религиозных практик, празднеств и паломничества, кулинарии, ремёсел, исполнительского искусства, игр и управления природными ресурсами.
 
ГАЙ ПЕТЕРБРИДЖ
ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ

Также в рубрике

Мусульмане с Французского берега Сомали

40 лет назад, 8 мая 1977 года, на политической карте мира появилось новое мусульманское государство – Республика

700 лет спустя – мусульмане Сицилии

Сицилия в настоящее время – автономная область Италии, представляет собой остров с очень выгодным

Далёкие пути: мусульмане в Северной Америке – с XVI века до середины XIX-го

Мусульмане постоянно присутствовали на американском континенте с начала XVI века, вскоре после начала