29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Дозволяется ли женщине-мусульманке читать Коран, не укрыв всё тело как во время намаза?

В каких случаях ложь является дозволенной? 

В нашей жизни часто бывают случаи, когда мы наносим обиду, причиняем боль, портим отношения. Порой из-за каких-то недоразумений, из-за неудачной шутки или не поняв шутку, мы ругаемся, стараемся в ответ задеть ещё больнее. Шайтан подталкивает нас портить отношения с людьми, находиться с братьями по вере в конфликте, не разговаривать с ними, не здороваться. Сделать первый шаг к примирению очень тяжело. Потому каждая сторона конфликта зачастую ждёт этого шага от другой стороны, ведь никто не хочет постоянно конфликтовать. Поэтому Всевышний Аллах предписал нам выступать в роли миротворцев, примирителей. Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «Воистину, верующие – братья.

 Посему примиряйте братьев (улаживайте же отношения между вашими братьями)» (сура АльХуджурат, аят 10). Улаживание отношений между участниками спора считается более ценным видом поклонения Всевышнему, чем совершение желательных намазов, потому что тем самым мы связываем родственные узы, укрепляем наше общество, избавляем людей от взаимной вражды и ненависти. Примиряя людей, мы способствуем очищению их сердец от чувства вражды, ненависти. Избавляя всех людей от ненависти друг к другу, мы делаем из них здоровых членов общества. Абу Дарда передаёт от Посланника Аллаха ﷺ: «Не сообщить ли вам о деле, которое по степени вознаграждения лучше, чем (дополнительные) намаз, ураза и садака? Это – примирение между вами. Не рассказать ли вам о том, что выше по степени, чем соблюдение поста, совершение намазов и раздачи милостыни?» Сподвижники ответили: «Да, конечно, расскажи».

 Пророк ﷺ сказал: «Примирение между сторонами, так как, воистину, разлад их отношений «сбривает» благие деяния» (абу Дауд и Ибн Хиббан, хадис достоверный). Также от Пророка ﷺ приводится: «Это сбривание. Я не говорю – сбривание волос, но сбривание религии» (Абу Дауд, Тирмизи). Из-за важности улаживания отношений Всевышний Аллах разрешил примиряющим то, что запретил остальным. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не является отъявленным лжецом тот, кто лжёт, стараясь примирить людей друг с другом и сообщая (или: говоря) им нечто благое» (Бухари и Муслим).

 Ложь сама по себе является мерзким грехом, и существует множество хадисов, запрещающих лгать. Однако для примирения людей Всевышний разрешил прибегнуть ко лжи, которая будет во благо. Например, сказать одной из сторон конфликта, что другая сторона говорит о ней только хорошее, или сказать, что они просят примирения, даже если это на самом деле не так. Или же, если одна из сторон оскорбила в присутствии примиряющего другую сторону, отрицать это, сказать, что оскорбления не было. То есть подобного рода обман допускается ради примирения.

 Порой для примиряющего запретно говорить правду, если эта правда приводит к усугублению конфликта. Если он расскажет то, что об одних людях говорят другие, то он становится сплетником, даже если это правда. Разносить сплетни считается большим грехом, и сплетник не войдёт в Рай, как сказано в хадисе. Примирение конфликтующих сторон имеет большое значение для общества, и многие даже не задумываются о такой деятельности. Некоторые считают, что лучше не вмешиваться в чужие конфликты, даже если легко могут уладить их. В большинстве случаев сами конфликтующие хотят помириться, но из-за гордости или гнева не могут это сделать. Поэтому наиболее мудрые люди с обеих сторон должны взять инициативу на себя и сделать шаг к примирению ради довольства Всевышнего Аллаха. Тот, кто примиряет людей ради Аллаха  и ради пользы для общества, получает великую награду от Аллаха ﷺ

Дозволяется ли женщине-мусульманке читать Коран, не укрыв всё тело как во время намаза? 

 Во время чтения священного Корана желательно проявить к нему уважение с точки зрения позы для сидения и внешнего вида, связанного с одеждой. И нет сомнения в том, что наиболее приближёнными к религиозному совершенству для женщины являются скромность и укрытие тела. Ведь это есть возвеличивание символов, велений Аллаха ﷺ. Господь говорит (смысл): «…А те, кто возвеличивает, блюдёт веления Аллаха ﷺ, делает это от богобоязненности в сердцах» (сура «аль-Хадж», аят 32). Из книги шейха Мухаммада Саида Рамадана аль-Бути «Маа ан-нас».

В нашей мечети для намаза пол устлан ковролином. Кроме этого, имеется ещё ковёр ручной работы, который не используется и в свёрнутом виде лежит в углу. Есть вероятность, что он со временем испортится – его может съесть моль. Разрешается ли в такой ситуации продать этот ковёр и вырученные деньги направить на нужды мечети? И если да, то разрешается ли продать этот ковёр в рассрочку, чтобы покупатель мог уплатить сумму со временем?

Разрешено продавать ковры, паласы и половики, переданные в мечеть по вакфу, если они устарели, сильно износились и пришли в негодность. На полученные деньги, сколько бы их ни было, следует купить такие же ковровые покрытия, чтобы тот, кто отдал их в вакф, продолжал получать награду.  Такое же положение, как у изношенных ковров, имеют и загнившие, пришедшие в негодность деревянные конструкции мечети. И средства, вырученные от их продажи (например, тому, кто хочет их купить для растопки), можно использовать для нужд мечети. Если же ковры переданы мечети не в качестве вакфа, а как подарок, садака или назр, то их можно продавать по усмотрению смотрителя мечети, без соблюдения вышеперечисленных условий.

Можно ли совершать желательное полное омовение-сунну, то есть полное омовение, не связанное с причиной? Например, в обычный день, когда купаешься под душем, можно ли сделать намерение на желательное полное купание?

Ибну Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат ульМухтаж», перечисляя случаи желательного купания, пишет следующее: «К случаям желательного купания относится купание при изменении запаха тела, а также купание перед участием в дозволенном собрании». Далее Ибну Хаджар аль-Хайтами пишет: «Нет желательности обновлять обязательное купание, так как до нас не дошло какое-либо предание об этом. И ещё: в этом есть трудность».

 Относительно обновления омовения без совершения какого-либо намаза после первого омовения Ибну Хаджар аль-Хайтами пишет следующее:  «Однако если кто-либо при этом захочет обновить омовение с намерением на желательное поклонение, то ясно, что это запрещено». Из вышесказанного вытекает, что в Шариате, по крайней мере в шафиитском мазхабе, отсутствует понятие желательного купания без причины. А так в основе своей при отсутствии факторов, влияющих на запрет, купание дозволено. Итак, если у вас нет причины для желательного полного омовения, хотя бы в виде изменения запаха тела, например от пота, то при купании вы не делаете намерения на желательное купание.

Когда делается полное омовение, в какой последовательности нужно омыть части тела: от головы нужно переходить к правой части тела полностью, а затем к левой; или же сначала надо помыть правый бок, после него левый, затем правую ногу и после неё левую? 

В книге «Аснал-маталиб» Закария аль-Ансари насчёт желательной очерёдности при купании пишет следующее: «Сначала нужно помыть голову, после неё помыть спереди правую часть тела с ногой вместе, затем помыть тело сзади справа, и после этого помыть спереди левую сторону тела вместе с ногой, и после этого – тело сзади с левой стороны. И так желательно повторить три раза. У ноги разделение передней и задней частей не рассматривают – она как одно целое.

Обязательно ли нужно касаться носом пола во время суджуда в намазе? 

Суджуд (земной поклон) является одной из обязательных составных частей намаза. Более того, в некоторых случаях сам намаз называют суджудом. Отсюда же идёт и название мечети в арабском языке – «масджид» (буквально: место совершения суджуда). Среди учёных нет единого мнения относительно того, какой из столпов намаза – совершение суджуда (земного поклона) или кийам (стояние) − является более достойным. Шафииты более высокое место отводят стоянию. Однако, по мнению некоторых учёных, наиболее достойным следует считать совершение земного поклона. При этом они ссылаются на переданный от Абу Хурайры   хадис, в котором сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона, так обращайтесь же к Нему с мольбами в такие моменты как можно чаще» (Муслим). Суджуд совершается семью частями тела: пальцы ног не должны отрываться от пола; колени, ладони и лоб должны быть прижаты к полу.

 При суджуде лоб должен быть открыт, и ничто не должно мешать ему соприкасаться с полом, то есть с местом поклона. При совершении земного поклона все перечисленные части тела должны находиться на полу одновременно. Например, если поднять ноги до того, как приложить к полу лоб, суджуд не считается действительным. От Абдуллаха Ибн Аббаса   передаётся: «Мне было велено совершать земной поклон, опираясь на семь частей тела: на лоб (и он указал на нос), ладони, колени и кончики пальцев ног и не подбирая при этом волосы и одежду» (Бухари, №809; Муслим, №490).

 Достаточно во время совершения суджуда опираться на малую часть указанных выше органов. Например, достаточно ставить на место поклона часть лба, часть ладоней обеих рук, часть внутренней стороны пальцев ног и т.д. Необходимо также передать земле (на месте поклона) тяжесть головы, и бёдра поклоняющегося должны быть выше плеч и головы, соответственно. Если плечи выше или находятся на одном уровне с бёдрами, то суджуд не считается выполненным.

 Из всего вышеприведённого исходит, что во время суджуда достаточно касаться пола небольшой частью лба, а не всем лбом, не говоря уже о носе. То есть если при совершении суджуда коснуться места поклона только лбом, но при этом не коснуться носом, то такой суджуд считается действительным. Однако такое совершение суджуда считается нежелательным (макрухом). А в том случае, если при совершении суджуда молящийся коснётся земли только носом, но не коснётся лбом, суджуд будет считаться недействительным. Если же молящийся коснётся места поклона и лбом, и носом, это будет самым совершенным положением. Желательно также прикоснуться ими (лбом и носом) к полу одновременно.