28 Мая
2024 года
поделиться
Категория: История

Прибытие Пророка ﷺ в Ясриб (Медину)

По пути в Медину Пророк ﷺ встретил Абу Бурайду, вождя одного из племён.

Тот, как оказалось, узнав о большом вознаграждении, обещанном курайшитами, тоже отправился на поиски. Однако, встретившись с Посланником Господа ﷺ и поговорив с ним, он сразу же принял Ислам, и его примеру последовали семьдесят его соплеменников.

Кроме того, в пути Посланник Аллаhа ﷺ встретил аз-Зубайра. Тот находился в караване верующих, которые возвращались из торговой поездки в Шам (ныне территория Сирии и близлежащих к ней стран). Он подарил Пророку ﷺ и Абу Бакру رضي الله عنه белые одежды.

Остановка в Куба

В понедельник, 8-го числа месяца Раби уль-Авваль 14-го года от начала пророчества (первый год хиджры), Посланник Господа ﷺ прибыл в Куба (4–5 км к югу от Медины).

В Куба Пророк ﷺ остановился у Кульсум бинт аль-Хадм, а по другим сведениям – у Саада бин Хайсама, но первое сообщение более достоверное. Что касается Али бин Абу Талиба رضي الله عنه, то он оставался в Мекке ещё три дня, пока не вернул всё то, что люди давали Посланнику Аллаhа ﷺ на хранение, а потом покинул Мекку пешком. Добравшись до Куба и встретившись с Пророком ﷺ, он также остановился у Кульсум бинт аль-Хадм.

Посланник Аллаhа ﷺ провёл в Куба четыре дня: понедельник, вторник, среду и четверг. В течение этих дней Пророк ﷺ в Куба основал мечеть и молился в ней. Эта мечеть была первой после начала пророчества, основанной на благочестии.

На пятый день, в пятницу, по велению Всевышнего, Пророк ﷺ сел верхом на верблюдицу, посадил за собой Абу Бакра رضي الله عنه и послал за людьми из рода Бану ан-Наджар, приходившимися ему родственниками по материнской линии. Они явились к нему, опоясавшись мечами, а потом он направился в Медину. Время пятничной молитвы застало его у домов людей из рода Бану Салим бин Авф, и он совершил в этом месте пятничный намаз вместе с другими людьми, численность которых составляла сто человек.

Встреча жителей Медины

Урва бин аз-Зубайр رضي الله عنه рассказывал, что жители Медины, узнавшие о том, что Пророк ﷺ покинул Мекку, стали каждое утро выходить на дорогу, которая вела в неё. Там они ожидали его до тех пор, пока полуденная жара не вынуждала их возвращаться обратно. Однажды, прождав уже долгое время, люди снова вернулись ни с чем. Когда они уже разошлись по своим домам, один из местных иудеев, забравшийся на одну из их сторожевых башен, чтобы посмотреть на что-то, увидел одетых в белые одежды Посланника Аллаhа ﷺ и его спутников. И этот иудей не удержался и закричал во весь голос: «О арабы! Вот едет тот, которого вы так долго ждали!»

 И тут среди домов людей из рода Бану Амр бин Авф послышалось нечто вроде раскатов грома: это верующие кричали: «Аллаh Велик!» – радуясь приезду Пророка ﷺ. Весь город вышел его встречать. С этого дня Ясриб стали называть «Мадиной Пророка ﷺ» («городом Пророка ﷺ»), сокращённо – Медина. Этот день стал самым памятным в истории города.

Дома и улицы Медины сотрясались от громких восхвалений Господа, а охваченные радостью дочери ансаров (жителей Медины) распевали стихи (смысл): «Нас озарила полная луна, появившаяся из-за склонов аль-Вадаа, и должны мы быть благодарными, пока останется хоть один взывающий к Аллаhу ﷻ. О тот, кто послан к нам, явился ты с велением, которому следует подчиниться!»

Хотя ансары и не обладали большими богатствами, каждый из них хотел, чтобы Посланник Аллаhа ﷺ поселился именно у него. Мимо какого бы из их дворов он ни проезжал, люди хватались за поводья его верблюдицы, предлагая ему всё необходимое и свою защиту, но он отвечал им: «Дайте ей пройти, ибо она получает веления свыше». И она везла его до того места, где ныне находится знаменитая мечеть. Там она опустилась на колени, однако Пророк ﷺ не сошёл вниз, пока она не поднялась снова, прошла немного вперёд, а потом развернулась, вернулась назад и опустилась на колени на том же месте, находившемся в квартале его родственников по материнской линии из рода Бану ан-Наджар.

Остановка у Абу Аюба аль-Ансари رضي الله عنه

Люди стали приглашать Посланника Аллаhа ﷺ остановиться у них, но Абу Аюб аль-Ансари رضي الله عنه поспешил к его седлу и внёс его в свой дом, а Пророк ﷺ стал говорить: «Человек должен быть там, где находится его седло». Между тем Асад бин Зурара رضي الله عنه взял под уздцы его верблюдицу, и она осталась у него.

В хадисе, переданном со слов Анаса رضي الله عنه, сообщается, что Пророк ﷺ спросил: «Какой из домов наших родственников находится ближе всего?» Абу Аюб رضي الله عنه ответил: «О Посланник Аллаhа ﷺ, это мой дом и моя дверь». Пророк ﷺ велел: «Иди и приготовь нам место для отдыха», и он сказал: «Вставайте с благословения Аллаhа ﷻ» (аль-Бухари).

Через несколько дней к Пророку ﷺ приехали его жена Савда и дочери Фатима и Умму Кульсум, а также Усама бин Зайд رضي الله عنه и Умму Айман رضي الله عنها. Вместе с ним приехал и Абдуллах бин Абу Бакр رضي الله عنه с членами семьи Абу Бакра رضي الله عنه, среди которых была Аиша رضي الله عنها. Дочь Пророка ﷺ Зайнаб رضي الله عنها осталась со своим мужем Абу ль-Асом и смогла уехать только после Битвы при Бадре.

Сообщается, что Аиша رضي الله عنها сказала: «После того как Посланник Аллаhа ﷺ прибыл в Медину, Абу Бакр رضي الله عنه и Билял رضي الله عنه заболели лихорадкой, а я приходила к ним и узнавала об их состоянии. Когда приступ лихорадки начинался у Абу Бакра رضي الله عنه, он говорил: «Каждому человеку в семье его желают доброго утра, а смерть ближе к нему, чем ремни его сандалий». Что же касается Биляла رضي الله عنه, когда лихорадка отпускала его, он произносил такие слова: «Знать бы мне, смогу ли провести ночь в долине среди душистого тростника и джалиля (трава с приятным запахом). И смогу ли когда-нибудь зачерпнуть воды Маджанны (название места близ Мекки), и покажутся ли предо мной Шама и Тафиль (горы)?» И я пришла к Пророку ﷺ и сообщила ему об этом, и он сказал: «О Аллаh ﷻ, сделай так, чтобы мы полюбили Медину так же, как любим Мекку, или даже больше! О Аллаh ﷻ, благослови нас в наших сахах и муддах (меры объёма), оздорови для нас климат Медины и перенеси её лихорадку в аль-Джухфу».

 Так завершился определённый этап жизни Пророка ﷺ, а вместе с ним и мекканский период исламского призыва.

Рашид Камалов