Закят уль-фитр – обязательная милостыня
за раба и свободного, мужчину и женщину, взрослого и ребёнка из числа верующих» (аль-Бухари, Муслим).
Закят уль-фитр необходимо выплатить как за себя, так и за тех, кто находится под опекой, кого обязаны содержать (в случае нужды – своих родителей; жену и детей).
Те, у кого нет средств на пропитание для себя и своих иждивенцев более чем на праздничную ночь и праздничный день (сутки), считаются бедными и не обязаны платить закят уль-фитр.
Если у человека есть имущество, продав которое он сможет выплатить закят уль-фитр, за исключением дома, то с него не снимается обязанность по выплате этой милостыни. Также стоит отметить, что наличие долга не является препятствием для его выплаты.
Закят уль-фитр выплачивается с тех зерновых культур, с которых необходимо выплатить закят, – это пшеница, рис, кукуруза, финики, виноград, то есть продукты питания, которые наиболее распространены среди жителей этого населённого пункта и служат основным продуктом питания.
Также можно выплатить закят уль-фитр сыром и молоком тем, у кого они являются основным продуктом питания. Если в населённом пункте существуют несколько основных продуктов питания, то можно отдать с любого из них.
По мазхабу имама аш-Шафии закят уль-фитр выплачивается зерном. Зерно должно быть целым и хорошего качества.
При выплате необходимо сформулировать соответствующее намерение: «Я намереваюсь выплатить обязательный закят уль-фитр за себя, жену, ребёнка и т. д.».
Уполномоченному (вакилю) необязательно делать намерение во время выплаты закята, если уполномочивший его, то есть хозяин, сделал намерение, когда передавал ему полномочия по выплате своего закята.
Обязательным является совершение намерения сердцем, а произнесение намерения вслух является желательным.
Закят уль-фитр отдаётся тем же восьми категориям из числа верующих, которым полагается закят с имущества.
По мнению учёных, достаточно отдать троим из их числа. Имам ар-Рафии считает, что достаточно дать даже одному человеку.
Согласно мнению учёных мазхаба имама аш-Шафии, нельзя выплачивать закят уль-фитр деньгами. Однако, следуя за учёными мазхаба имама Абу Ханифы, разрешается выплачивать деньгами в размере стоимости одного саха (по мнению учёных мазхаба имама Абу Ханифы, эта мера равна примерно 4 кг).
Следует также знать, что по мазхабу имама Абу Ханифы достаточно отдать полсаха, если закят выплачивается пшеницей или изюмом, то есть приблизительно 1,8–2 кг.
Время выплаты закята уль-фитр
Учёные единогласны в том, что время выплаты закята уль-фитр наступает непосредственно с завершением месяца Рамадан, и расходятся только в том, наступает время обязательной выплаты с заходом солнца последнего дня месяца Рамадан или с восходом солнца следующего праздничного дня. Единогласны учёные и в том, что лучшее время для выплаты закята уль-фитр – это время перед выходом на праздничную молитву.
Ибн Умар رضي الله عنه сказал: «Пророк ﷺ повелел нам выплатить закят разговения до выхода людей на праздничную молитву» (аль-Бухари).
Закят уль-фитр также можно выплатить в течение месяца Рамадан, не дожидаясь его конца, однако нельзя выплачивать до его начала.
Откладывание выплаты закята после совершения праздничного намаза является нежелательным (макрух), а до захода солнца праздничного дня без уважительной причины является греховным (харам).
Закят необходимо отдать в первую очередь нуждающимся той местности, где он выплачивается. Если таковых не окажется, тогда его можно выплатить в другом ближайшем месте.
Если в течение месяца Рамадан закят не был выплачен, то его нужно выплатить и раздать в том населённом пункте, где выплачивающий находится в момент захода солнца последнего дня месяца Рамадан.
Да примет Всевышний благодеяния всех наилучшим образом! Амин.
Рашид Камалов