02 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Закят уль-фитр – обязательная милостыня

От Ибн Умара  передаётся: «Пророк  велел выплатить милостыню разговения после поста Рамадана в виде саха (мера веса, равная примерно 2,5 кг) фиников или ячменя –

за раба и свободного, мужчину и женщину, взрослого и ребёнка из числа верующих» (аль-Бухари, Муслим).

Закят уль-фитр необходимо выплатить как за себя, так и за тех, кто находится под опекой, кого обязаны содержать (в случае нужды – своих родителей; жену и детей).

Те, у кого нет средств на пропитание для себя и своих иждивенцев более чем на праздничную ночь и праздничный день (сутки), считаются бедными и не обязаны платить закят уль-фитр.

Если у человека есть имущество, продав которое он сможет выплатить закят уль-фитр, за исключением дома, то с него не снимается обязанность по выплате этой милостыни. Также стоит отметить, что наличие долга не является препятствием для его выплаты.

Закят уль-фитр выплачивается с тех зерновых культур, с которых необходимо выплатить закят, – это пшеница, рис, кукуруза, финики, виноград, то есть продукты питания, которые наиболее распространены среди жителей этого населённого пункта и служат основным продуктом питания.

Также можно выплатить закят уль-фитр сыром и молоком тем, у кого они являются основным продуктом питания. Если в населённом пункте существуют несколько основных продуктов питания, то можно отдать с любого из них.

По мазхабу имама аш-Шафии закят уль-фитр выплачивается зерном. Зерно должно быть целым и хорошего качества.

При выплате необходимо сформулировать соответствующее намерение: «Я намереваюсь выплатить обязательный закят уль-фитр за себя, жену, ребёнка и т. д.».

Уполномоченному (вакилю) необязательно делать намерение во время выплаты закята, если уполномочивший его, то есть хозяин, сделал намерение, когда передавал ему полномочия по выплате своего закята.

Обязательным является совершение намерения сердцем, а произнесение намерения вслух является желательным.

Закят уль-фитр отдаётся тем же восьми категориям из числа верующих, которым полагается закят с имущества.

По мнению учёных, достаточно отдать троим из их числа. Имам ар-Рафии считает, что достаточно дать даже одному человеку.

Согласно мнению учёных мазхаба имама аш-Шафии, нельзя выплачивать закят уль-фитр деньгами. Однако, следуя за учёными мазхаба имама Абу Ханифы, разрешается выплачивать деньгами в размере стоимости одного саха (по мнению учёных мазхаба имама Абу Ханифы, эта мера равна примерно 4 кг).

Следует также знать, что по мазхабу имама Абу Ханифы достаточно отдать полсаха, если закят выплачивается пшеницей или изюмом, то есть приблизительно 1,8–2 кг.

Время выплаты закята уль-фитр

Учёные единогласны в том, что время выплаты закята уль-фитр наступает непосредственно с завершением месяца Рамадан, и расходятся только в том, наступает время обязательной выплаты с заходом солнца последнего дня месяца Рамадан или с восходом солнца следующего праздничного дня. Единогласны учёные и в том, что лучшее время для выплаты закята уль-фитр – это время перед выходом на праздничную молитву.

Ибн Умар رضي الله عنه сказал: «Пророк ﷺ повелел нам выплатить закят разговения до выхода людей на праздничную молитву» (аль-Бухари).

Закят уль-фитр также можно выплатить в течение месяца Рамадан, не дожидаясь его конца, однако нельзя выплачивать до его начала.

Откладывание выплаты закята после совершения праздничного намаза является нежелательным (макрух), а до захода солнца праздничного дня без уважительной причины является греховным (харам).

Закят необходимо отдать в первую очередь нуждающимся той местности, где он выплачивается. Если таковых не окажется, тогда его можно выплатить в другом ближайшем месте.

Если в течение месяца Рамадан закят не был выплачен, то его нужно выплатить и раздать в том населённом пункте, где выплачивающий находится в момент захода солнца последнего дня месяца Рамадан.

Да примет Всевышний благодеяния всех наилучшим образом! Амин.

Рашид Камалов