29 марта
2024 года
поделиться

ХАНАФИТСКИЙ МАЗХАБ

Какой хукм, если у мужчины открывается спина во время сужда? Прикрытие аурата (часть тела, которую надо закрывать) является обязательным условием для действительности намаза. Если же во время намаза открылась одна четвёртая часть одного из органов аурата, то намаз нарушается. Аурат мужчины – от пупка до колен включительно. При этом часть между пупком и лобком со всех сторон тела является одним из органов аурата. Поэтому если открылась одна четвёртая часть этого органа со стороны спины, тогда намаз нарушается. Это правило указано в книгах, чтобы мы приблизительно могли определить, нарушился намаз или нет. И поскольку не всегда можно определить это, мы обязаны избегать подобных случаев и надевать такую одежду, в которой мы будем совершать намаз спокойно и не волноваться о том, что какая-то часть аурата может открыться. («Маракиль фалях»)

 Разрешается ли пить вино?

 Пить вино является запретным действием (харамом). Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл): «О те, которые уверовали! Поистине, вино (всё опьяняющее, помутняющее рассудок), азартные игры, идолы и гадание – всё это мерзость и нечисть из деяний шайтана (которые он приукрашает). Остерегайтесь же этого, чтобы обрести счастье в обоих мирах». Есть также много высказываний Посланника Аллаха ﷺ, в которых ясно запрещается распитие спиртных напитков. («Аль-Ихтияр»)

 Если молящийся после суры «Аль-Фатиха» начал читать добавочную суру и, прочитав два маленьких аята, забыл следующий аят, а потом через несколько секунд вспомнил и продолжил суру, нужно ли делать суджуду сахви? (г. Волжский)

 Если время вспоминания аята продлилось в размере одного рукна (время, приблизительно равное произношению «субханаллах»), то ему будет ваджибом совершить суджуд сахви. Если меньше этого, то ничего не нужно делать.

 Можно ли мужчине ходить в шортах перед своей тёщей или перед другими родственниками женского пола, если эти шорты не закрывают аурат? (Г. Орёл)

  Если шорты не закрывают аурат, то это запрещено. Аурат – те части тела, которые надо закрывать обязательно. Ауратом мужчины перед мужчинами и женщинами (кроме жены) является часть тела от пупка до колен включительно. Поэтому женщине, которая не является женой этому мужчине, нельзя смотреть на те части тела мужчины, которые входят в аурат. (Аль-Ихтияр)

 Нужно ли постригать ногти и волосы покойного? И нужно ли расчёсывать его волосы?

 Всего этого не делают, так как это делается для украшения. А он не нуждается в этом. Так сказано в «Маракиль фалях».

 Можно ли мусульманам заходить в церковь и можно ли там совершать намаз? (Ахтубинск)

 Является нежелательным действием, близким к хараму (макрух тахрими), мусульманину заходить в церковь, синагогу или другие места поклонения немусульман. И поскольку не разрешается заходить туда, то совершать там намаз тем более не разрешено. (Ибн Абидин)

 Слышал, что мечеть всегда должна быть открытой и что нельзя закрывать двери мечети на замок. Так ли это?

 Закрывать дверь мечети на замок без причины является нежелательным действием (карахат). Однако если есть причина, то это дозволяется. Причиной, по которой в наше время закрывают мечети на ночное время, является боязнь за имущество мечети. Поскольку не раз приходилось слышать, как в некоторых мечетях воруют пожертвования и т.п., эта причина вынуждает закрывать двери мечети на замок. Что же касается того времени, когда совершается намаз, то закрывать двери мечети нельзя. (Ибн Абидин)

 Если я пришёл в мечеть и, увидев, что уже совершают фарз-намаз, присоединился к намазу, когда имам совершал земной поклон, успел ли я на этот ракаат?

 Нет, не успели. Успевает на ракаат тот, кто совершит руку' (поясной поклон) вместе с имамом. Если молящийся вступил в намаз за имамом и наклонился для руку' после того, как имам уже поднялся с руку', то он не успел на этот ракаат. После того как имам даст салам в обе стороны, опоздавшему следует встать и дополнить этот ракаат. («Маракиль фалях»)

 Можно ли брать плату за омывание покойного и за копание могилы? (Астраханская область)

  Будет наилучшим омывать покойного и копать могилу бесплатно. Однако тому, кто омывает или копает, допускается взять плату в том случае, если есть ещё кто-то, кто может это делать. Если же он единственный, кто может омывать покойного или копать могилу, то брать плату нельзя, потому что в этом случае эта обязанность определяется на нём. Иначе говоря, это становится обязательным именно ему, и он уже не может требовать плату за то, что он и так обязан сделать. (Ад-дурруль Мухтар)

  Мусульманин, выходя из дома в основном с намерением во имя Аллаха на работу, если его настигает смерть, получает ли степень шахида? (Дагестан, Табасаранский район)

  Кто будет работать для своей семьи, выполняя повеление Аллаха  в отношении родных и обеспечивая их дозволенным пропитанием, Аллах ﷻ сделает его из числа шахидов в их степени в Судный день. (Раддуль Мухтар)

 Можно ли спать ногами в сторону Каабы?

Является макрух (порицаемым) намеренно протягивать ноги в сторону Каабы, будь то во время сна или в другое время. При этом некоторые учёные сказали, что имеется в виду макрух, близкий к дозволенному (халяль). Это значит, что человек не совершает этим действием грех, однако это действие не одобряется. Другие же высказали мнение, указывающее на то, что имеется в виду макрух, близкий к запретному (харам). То есть это будет греховным поступком. (Раддуль Мухтар) 

  Помню, когда был подростком, ходили на кладбище со взрослыми и кидали горсть земли. Так надо делать?

 Это делается, когда хоронят человека. Желательно посыпать три горсти со стороны головы. Так передано от Пророка Мухаммада ﷺ. («Маракиль фалях»)

 Ас-саламу алейкум! Можно ли кормить людей, которые находятся на кладбище и копают могилу для усопшего?

 Ва алейкум ас-салям! Можно накормить только за пределами кладбища. На кладбище порицаемо делать что-то постороннее.

 Правда ли, что после обязательных намазов (фардов) сначала надо читать азкары, а потом дополнительные намазы (сунна)?

 Согласно ханафитскому мазхабу является сунной после совершения обязательного намаза произнести следующую молитву: «Аллаhумма анта с-Саляму уа минка ссаляму табаракта йа заль-джалали уаль икрам» – или же другую подобного размера, как это передали имам Муслим и ат-Тирмизи. После этого сразу совершаются дополнительные намазы. А что касается тех хадисов, где говорится об азкарах после намаза, – в них нет указания на то, что эти азкары нужно читать до дополнительных намазов (сунна). Наоборот, эти хадисы указывают на необходимость чтения этих азкаров после суннат-намазов, потому что дополнительные намазы-суннаты связаны с обязательными намазами (фард), идут следом за ними и совершенствуют их, а значит, не являются чем-то отдельным от обязательных намазов. Поэтому то, что будет сделано после дополнительных намазов, будет считаться выполненным после обязательных. Следовательно, после совершения обязательного намаза следует сразу читать дополнительные намазы (сунна), а затем азкары, на которых постоянствуют в мечетях (чтение аята «аль-Курси», слова «субханаллах», «альхамдулиллях» и «Аллаху акбар» по 33 раза и т.д.). (Ибн Абидин, «Маракиль фалях»)