23 июня
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Заговор против Пророка ﷺ

Несмотря ни на что, люди один за другим покидали Мекку.

Через два с лишним месяца, после клятвы при Акабе, в Мекке оставались Пророк ﷺ, Абу Бакр رضي الله عنه и Али رضي الله عنه, находившиеся там по его приказанию, а также те, кого многобожники продолжали удерживать силой.

Посланник Господа ﷺ приготовил всё необходимое для дороги, ожидая веления Всевышнего двинуться в путь. Полностью был готов уехать и Абу Бакр رضي الله عنه.

Аиша رضي الله عنها рассказала: «Посланник Аллаhа ﷺ находился в Мекке. Обращаясь к верующим, он сказал: “Поистине, во сне мне было показано то место, куда вы должны будете переселиться: там растут пальмы, расположено оно меж двух каменистых полей”» (аль-Бухари).

Хишам и Айяш так и остались в плену у неверных. Пророк ﷺ, после того как переселился в Медину, спросил: «Кто привезёт мне Айяша и Хишама?» Аль-Валид отозвался: «Я сделаю это для тебя, о Посланник Аллаhа ﷺ». После этого аль-Валид тайно приехал в Мекку, выследил женщину, которая носила им еду, последовал за ней и узнал, где они находятся. Их держали в доме без крыши, и когда наступил вечер, он перелез через стену, перерезал верёвки, посадил их на своего верблюда и привёз в Медину.

Что касается тех, кто уехал в Эфиопию ещё раньше, то и они постепенно возвращались в Медину. Абу Бакр رضي الله عنه также собрался ехать в Медину, но Пророк ﷺ сказал ему: «Не спеши, ибо я надеюсь, что переехать будет позволено и мне». Абу Бакр رضي الله عنه от радости воскликнул: «Неужели есть надежда на это?! Да станет мой отец выкупом за тебя». Пророк ﷺ сказал: «Да», и Абу Бакр رضي الله عنه задержался, чтобы сопровождать Посланника Аллаhа ﷺ. В течение четырёх месяцев он откармливал двух своих верблюдиц листьями акации в ожидании веления Пророка ﷺ отправиться в путь.

Собрание глав курайшитов

Многобожники, увидев, что сподвижники Пророка ﷺ отправились в путь, забрав с собой детей и имущество,  всполошились не на шутку. Это породило в них такое беспокойство и печаль, которых раньше они никогда не знали. Перед ними возникла опасность, угрожавшая как их идолопоклонству, так и экономическому благополучию, ведь они знали о силе воздействия на людей Мухаммада ﷺ, о том, сколь прекрасным руководителем он является и какой решимостью и самопожертвованием отличаются его сподвижники. Кроме того, им было известно и о силе племён Авс и Хазрадж (племена арабов в Медине), об их склонности к миру и добру, о взаимных призывах к отказу от ненависти после того, как на протяжении многих лет они вкушали горечь междоусобных войн. Знали они и о стратегическом положении Медины, которое этот город занимал по отношению к торговому пути, пролегавшему по берегу Красного моря и связывавшему Йемен с Шамом (ныне территория Сирии и государств вокруг неё). Мекканцы ежегодно вывозили в Шам товаров на сумму примерно в четверть миллиона динаров золотом, не считая того, что вывозили туда по этой же дороге жители Таифа и других городов. Известно также, что вся их торговля зависела от безопасности на этом торговом пути.

Двадцать шестого числа месяца Сафар 14-го года от начала пророчества в доме собраний на самую важную в своей истории встречу собрался мекканский парламент. На этой встрече присутствовали представители всех курайшитских родов, чтобы изучить возможности осуществления решительных действий, которые позволили бы быстро покончить с Мухаммадом ﷺ и его призывом.

В условленное время они собрались у дома собраний. У его дверей стоял почтенный старец в шёлковой накидке, это был сатана. Они спросили его: «Кто ты, о старец?» Он ответил: «Я старец из Неджда. Узнав о том, ради чего вы собрались, пришёл, чтобы послушать вас, в надежде на то, что вы выслушаете и моё мнение». Они пригласили его: «Да, входи же», и он вошёл вместе с ними.

После того как все собрались, люди стали предлагать разные способы решения проблемы, и обсуждение затянулось надолго. Абу ль-Асвад сказал: «Мы должны изгнать его и запретить ему жить в нашем городе. Пусть идёт куда хочет и живёт где пожелает, только бы наши дела пришли в порядок и к нам вернулось былое согласие». Старец из Неджда не согласился с этим мнением: «Разве вы не видели, как красиво и сладко он говорит и как умеет завоёвывать сердца людей благодаря тому, что он делает? Если вы поступите так, то у вас не будет никакой уверенности в том, что он не поселится в каком нибудь другом арабском племени и его члены не последуют за ним. Он поведёт их на вас, чтобы разгромить вас в вашем собственном городе, а потом он сделает с вами что пожелает. Вам следует поступить иначе».

Абу ль-Бухтури предложил: «Закуйте его в железо и посадите под замок, а потом сделайте с ним то, что прежде уже постигло подобных ему поэтов, не ушедших от смерти». Старец из Неджда и в этот раз был против: «Нет, и это вам не подходит. Ибо если вы посадите его под замок, известия о нём обязательно выйдут из-за дверей, которые вы за ним запрёте, и дойдут до его товарищей, а они не замедлят напасть на вас и вырвать его из ваших рук. Они превзойдут вас числом (имея в виду жителей Медины) и победят вас. Это вам не подходит, найдите же другое решение».

Абу Джахль предложил: «Я могу подсказать вам то, до чего вы ещё не додумались». Собравшиеся поинтересовались: «Что же ты предлагаешь, о Абу ль-Хакам?» Он продолжил: «Нужно выбрать по одному крепкому, знатному и пользующемуся поддержкой своего племени юноше из каждого рода и вручить им по острому мечу, чтобы они отправились к нему, одновременно нанесли ему удары и убили его. Так мы сможем избавиться от него. Что же касается людей его рода Бану Абду Манаф, то они не смогут воевать со всеми своими соплеменниками и согласятся принять от нас плату за кровь, а мы уплатим им то, что положено». Тут старец из Неджда сказал: «Правильным является то, что сказал этот человек, и другого мнения быть не может». С этим преступным предложением согласились все, решив немедленно осуществить задуманное.

Переселение Пророка ﷺ

После того как было принято жестокое решение об убийстве Пророка ﷺ, к нему спустился ангел Джибриль u. Он принёс ему откровение от Всевышнего Господа, сообщив о заговоре курайшитов, а также о том, что Аллаh ﷻ позволил ему покинуть Мекку. Джибриль u указал ему на время переселения и велел не ложиться в той постели, где он обычно спал. Пророк ﷺ в полуденный зной отправился к Абу Бакру رضي الله عنه, чтобы договориться с ним о том, как именно будет происходить переселение.

Сообщается от Аиши رضي الله عنها: «Однажды в самый разгар полуденной жары, когда мы сидели в доме у отца (Абу Бакра رضي الله عنه), кто-то указал ему: “Вот идёт Посланник Аллаhа ﷺ, закрывая себе лицо. В такое время он ещё никогда не приходил к нам». Абу Бакр رضي الله عنه сказал: «Да станут отец мой и мать выкупом за него! Клянусь Аллаhом ﷻ, в такой час его могло привести сюда только очень важное”. Пророк ﷺ подошёл к двери и попросил разрешения войти. Ему сразу же открыли дверь. Войдя, он велел Абу Бакру رضي الله عنه: «Вели всем, кто здесь, выйти». Абу Бакр رضي الله عنه сказал: «Здесь нет никого, кроме членов твоей семьи, о Посланник Аллаhа ﷺ». Пророк ﷺ сообщил: «Я получил разрешение покинуть Мекку». Абу Бакр رضي الله عنه воскликнул: «И я буду сопровождать тебя?» Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Да».

После того как они обсудили все детали, Посланник Господа ﷺ вернулся к себе домой и стал дожидаться ночи.

Адиль Ибрагимов