24 июня
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Завещание, данное после смерти

Сабит ибн Кайс аль-Ансари был одним из главных вождей племени аль-Хазрадж, а также знатным человеком в Ясрибе (прежнее название Медины).

Наряду с этим он был проницательным, умным, находчивым и очень красноречивым человеком. Сабит мог одержать победу в любом споре, а когда обращался к людям с речью, то полностью овладевал их вниманием.

Сабит, как только в Медине появился юноша-проповедник по имени Мус,аб ибн Умайр, одним из первых уверовал в Пророка ﷺ и Единого Господа. Господь раскрыл его сердце для принятия истинной веры, уготовил для него высокое предназначение и прославил его, поставив под знамя Пророка ﷺ.

Первая встреча Сабита с Пророком ﷺ

Когда Посланник Аллаhа ﷺ прибыл в Медину, переселившись из Мекки, Сабит ибн Кайс устроил ему горячий приём, встретив его во главе лучших и знатнейших представителей своего народа. Как дорогих гостей Сабит поприветствовал Пророка ﷺ и сопровождавшего его Абу Бакра t. Он обратился к Посланнику Господа ﷺ с проникновенной речью, в начале которой восславил Аллаhа ﷻ, возблагодарил Его за блага, благословил и поприветствовал Его Пророка ﷺ.

Свою речь Сабит закончил следующими словами:

– Мы даём тебе, о Посланник Аллаhа ﷺ, торжественное обещание защищать тебя от всего того, от чего мы защищаем самих себя, своих детей, матерей и жён. Что нам будет за всё это?

– Рай, – ответил Пророк ﷺ.

Едва слово «Рай» достигло ушей присутствующих, как их лица осветились радостью, и они в восторге воскликнули:

– Мы довольны, о Посланник Аллаhа ﷺ! Мы довольны, о Посланник Аллаhа ﷺ!

С того самого дня Пророк ﷺ сделал Сабита ибн Кайса своим оратором, подобно тому как Хассан ибн Сабит стал его поэтом.

Смиренность и богобоязненность Сабита ибн Кайса

Сабит ибн Кайс был глубоко верующим человеком, богобоязненным и истинным праведником, трепещущим пред своим Владыкой и всячески остерегающимся всего того, что могло бы вызвать гнев Всевышнего.

Как-то раз Посланник Аллаhа ﷺ увидел Сабита в состоянии глубокой печали и отчаяния, трепещущим от страха и ужаса. Он спросил его:

– Что с тобой, о Абу Мухаммад?

– Боюсь, что пропала моя душа, о Посланник Аллаhа ﷺ, – ответил Сабит.

– Это почему же? – задал вопрос Пророк ﷺ.

Сабит ответил:

– Всевышний запретил нам обольщаться восхвалениями за то, чего мы не сделали, а я нахожу, что мне нравятся восхваления. Он запретил нам высокомерие и кичливость, а я нахожу это тщеславие в себе.

Успокаивая его, Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

– О Сабит! Разве тебе не нравится вести жизнь, достойную восхваления, или пасть геройской смертью на поле боя и стать обитателем Рая?

Лицо Сабита засияло, когда он услышал эту радостную весть, и он воскликнул:

– Да, конечно, о Посланник Аллаhа ﷺ! Разумеется, я хочу этого.

Пророк ﷺ сообщил:

– Тогда это суждено тебе!

Сабит перестал посещать собрания Пророка ﷺ

После того как Всевышний ниспослал следующий аят (смысл комментария): «О верующие, не говорите громче Пророка ﷺ и не разговаривайте с ним громко, как вы говорите друг с другом, а не то ваши дела окажутся тщетными, а вы даже не узнаете (об этом)» (сура «Аль-Худжурат», аят 2), Сабит ибн Кайс перестал посещать собрания Пророка ﷺ, несмотря на свою огромную любовь к нему и большую привязанность. Большую часть времени он проводил дома, покидая его только для совершения коллективного намаза.

Узнав, что Сабит ибн Кайс не посещает собрания, Пророк ﷺ спросил:

– Кто проведает Сабита и расскажет мне, что с ним?

Вызвался один из ансаров:

– Я сделаю это, о Посланник Аллаhа ﷺ.

Отправившись к Сабиту, гонец Пророка ﷺ обнаружил его сидящим с низко опущенной головой, в состоянии глубокой печали. Он спросил его:

– Что с тобой, о Абу Мухаммад?

– Беда, – ответил Сабит.

– А в чём дело? – поинтересовался гонец.

Сабит пояснил:

– Ты же знаешь, что у меня очень сильный голос, часто он звучит громче, чем голос Посланника Аллаhа ﷺ. И вот был ниспослан аят Корана, о котором ты знаешь. Это означает, что все мои дела тщетны и я стану обитателем Ада…

Вернувшись к Пророку ﷺ, гонец рассказал ему всё, что увидел и услышал. Посланник Господа ﷺ повелел:

– Иди к Сабиту и скажи ему: «Ты не будешь обитателем Ада, так как тебе суждено пребывать в Раю».

Это явилось прекраснейшей новостью для Сабита, который всю свою жизнь пребывал в надежде обрести возвещённое ему благо.

Мужество и преданность

Сабит ибн Кайс участвовал во всех боевых походах Пророка ﷺ, за исключением битвы при Бадре. Во время сражений он всегда находился в самой гуще схватки, ища геройской смерти на поле боя, о которой возвестил ему Посланник Аллаhа ﷺ. Однако это ему никак не удавалось, хотя он не раз бывал на волосок от гибели…

Так продолжалось вплоть до начала войн с вероотступниками в эпоху правления Абу Бакра ас-Сиддика رضي الله عنه, когда верующие поднялись на борьбу с лжепророком Мусайлимой.

В то время Сабит ибн Кайс командовал войсками ансаров (жителей Медины), а Салим, названный сын Абу Хузайфы, – войсками мухаджиров (переселенцев из Мекки). Халид ибн аль-Валид был главнокомандующим всех вооружённых сил, включавших в свой состав ансаров, мухаджиров, а также бедуинские части.

В ходе ожесточённых боёв с Мусайлимой и его приспешниками победа стала склоняться к лжепророку. Вероотступникам удалось даже прорваться к шатру главнокомандующего Халида ибн аль-Валида, где они собирались убить его жену Умм Тамиму. Обрезав верёвки, которые крепили шатёр, вероотступники в клочья разорвали полотнище.

Когда Сабит ибн Кайс увидел слабость и потрясение, постигшие в этот день уверовавших, его сердце преисполнилось скорбью и печалью. В его душу проникли тревога и беспокойство, когда он услышал их пререкания между собой и взаимные упрёки.

Подобно разъярённому льву, он бросился на врага плечом к плечу со своими лучшими соратниками: аль-Бара ибн Маликом, Зайдом ибн аль-Хаттабом (братом Умара ибн аль-Хаттаба رضي الله عنه), Салимом, «сыном» Абу Хузайфы, и многими другими.

Сабит проявлял в бою чудеса героизма, вселив боевой дух и решимость в сердца мусульман, а в души язычников – ужас и смятение.

Он появлялся то на одном, то на другом краю поля боя, то с одним, то с другим оружием в руках, и продолжал ожесточённо сражаться, пока израненный, но счастливый не рухнул бездыханным на поле боя. Исполнилось предначертанное Господом предсказание Посланника Аллаhа ﷺ.

Завещание, данное Сабитом после смерти

В бою Сабит носил на себе очень ценную кольчугу. Проходивший мимо один из воинов снял её с тела Сабита и взял себе.

На следующую после гибели ночь Сабит явился во сне одному из братьев по вере и сообщил ему: «Я Сабит ибн Кайс. Узнал ли ты меня?» – «Да», – ответил тот. Сабит продолжил: «Я хочу тебя попросить. Смотри не упусти чего-либо, когда будешь рассказывать. После того как меня вчера убили, мимо моего тела проходил один из наших воинов, выглядел он так-то и так-то. Он снял с меня кольчугу и унёс в свою палатку, которая находится на окраине лагеря в таком-то месте. Там он положил её под свой котёл, а сверху водрузил верблюжье седло. Отправляйся к Халиду ибн аль-Валиду и скажи ему, чтобы послал людей к этому человеку забрать её, пока она лежит в указанном месте.

А теперь другое моё распоряжение, из которого ты также должен ничего не упустить. Скажи Халиду: придя в Медину, пусть он скажет Абу Бакру رضي الله عنه, что у Сабита остался такой-то долг, а двое из его рабов остались в неволе, пусть он заплатит мой долг и освободит двоих слуг из рабства».

Проснувшись, тот человек пришёл к Халиду ибн аль-Валиду и сообщил ему всё, что видел во сне.

Халид послал за кольчугой Сабита, её обнаружили в указанном месте.

Вернувшись в Медину, Халид рассказал Абу Бакру رضي الله عنه об этой истории с Сабитом ибн Кайсом и передал его завещание, которое сразу же было исполнено.

Адиль Ибрагимов