19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Сибирь, Байкал – и здесь итальянцы!

Многие итальянские туристы мечтают прокатиться на поезде от Москвы до Владивостока – увлекательное путешествие в историю.

В Италии о «Трансиберьяне» часто выходят путеводители и даже книги. Кто бы мог подумать, что такую далёкую от Колизея железную дорогу строили и итальянцы тоже! Но обо всём по порядку.

Редко в истории одновременно происходили два события, после которых менялись не только государства, но и мир в целом. В XVI веке, когда Эрнан Кортес овладевает Мексикой, казак Ермак начинает завоевание Востока, его походы привели к значительному расширению русских земель в Сибири.

А прежде, в далёком XI веке, смелые путешественники из богатого города Новгорода добрались до Северного Урала. Свой путь новгородцы прокладывали совсем не из любопытства, самой желанной добычей были меха.

Во второй половине XV века московский князь Иван III организует походы на Урал, после которых некоторые западносибирские князьки присягали Ивану.

Вслед за завоеванием Казани в 1552 году, которое дало полный контроль над Волгой, царь Иван IV обращает взор на восток, где находилась таинственная Сибирь. Тогда на Урале обосновывается купеческий род Строгановых. Именитые люди, бароны, графы пользуются большой поддержкой и защищают интересы царя. Иван IV разрешает им завладеть новыми землями и освобождает от налогов сроком на 20 лет. В 1582 году купцы Строгановы наняли отряд казаков под предводительством атамана Ермака, который организовывает военную операцию против главаря Сибирского ханства. Казаки успешно преодолели Уральские горы и разбили противника.

Сын Ивана Грозного царь Фёдор I не желает отказываться от сибирского предприятия. Начиная с 1585 года воевода Мансуров продолжает военные действия. Поражение летом 1591 года хана Кучума и планомерное подавление Сибирского ханства в 1581–1598 годах положило начало Сибирской Руси.

В середине XVII века появляются новые города и поселения. Приезжают крестьяне из разных уголков России. В 1733 году организована знаменитая Северная экспедиция. Помимо покорения также ставилась задача исследования и открытия новых земель. Полученные данные после были использованы географами со всего мира.

Административные реформы губернатора Сперанского завершились в 1822 году и пошли на пользу империи, но большая часть территории Сибири оставалась малоизвестна.

В марте 1891 года царь Александр III начал работы по прокладке Транссиба. Тогда в европейской части России было почти 30000 километров железных дорог. Между тем в восточной части Уральских гор, отделяющих Азию от Европы, не было и километра железной дороги. До строительства Транссиба перевозки по России осуществлялись с помощью лошадей или пароходов, что было непросто, особенно зимой, – качество дорог оставляло желать лучшего. Восточная Сибирь, где речное судоходство было более затруднено, всё ещё оставалась совсем труднодоступной.

31 мая 1891 года во Владивостоке состоялась церемония начала строительства Транссибирской магистрали в присутствии цесаревича Николая, будущего императора Николая II.

На строительстве путей работало около 90000 человек. Прокладка шла со средней скоростью 740 километров в год и была завершена в 1901 году, когда встретились две основные колеи, одна с запада, а другая с востока. Были и те, кто сомневался в полезности и рентабельности дороги, просили в целях экономии прервать движение в районе сибирских озёр. Во время строительства самого сложного отрезка на озере Байкал для сообщения пустили специальные паромы, зимой их заменяли повозки, запряжённые животными.

В 1916 году поезда начали непрерывно курсировать между Москвой и Владивостоком. С момента открытия Трассиба движение постоянно росло. Начал курсировать знаменитый роскошный «Транссибирский экспресс», по мотивам которого в СССР в 1977 году вышел одноимённый фильм. Популярность англо-американской картины «Доктор Живаго» в 1965 году за рубежом сделала рекламу путешествию на все времена.

Самая длинная железная дорога в мире (9288 км) положительно повлияла на экономику всей страны. Правительство развернуло программы переселения, давало бесплатные пахотные земли тем, кто переехал в Сибирь.

Затраты на строительство Транссиба полностью окупились за несколько лет.

Есть история, которая до сих пор окутана тайной: о трёхстах фриульцах, которые построили самый красивый участок – Кругобайкальскую железную дорогу. Именно итальянцы из северной области Фриули обладали умениями и знаниями строительства тоннелей, виадуков и других объектов на горных дорогах. Они были лучшими в работе с камнем. Россия – это необъятная равнинная природная зона: настоящие проблемы во время строительства транссибирского пути возникли именно в горной местности озера Байкал, и у русские рабочие тогда не обладали  навыками.

Кругобайкальская дорога была завершена в 1905 году. Но уже в 1904 году следы многих итальянцев были потеряны в связи с начавшимся русско-японским военным конфликтом. Некоторые через порт Владивостока вернулись домой. Остальные остались жить в Иркутске или ближайших регионах. Многие транссибирские итальянские рабочие женились на русских женщинах, появились дети, началась новая жизнь. Эти истории достойны отдельных рассказов, романов, поэм.

«Путешествие мечты» – так называют в Италии Транссибирскую магистраль. После матушки столицы белокаменной – Нижегородский кремль и бесконечные набережные Оки и Волги. Казань такая разная и большая, что хочется задержаться, но – снова в путь! Стеклянные небоскрёбы и семья Романовых: история, слёзы, память и такой живой ритм жизни Екатеринбурга – сегодня всё сплелось воедино. Едем дальше! Самый большой театр оперы и балета России жители столицы Сибири прозвали «Колизей». Не пропустите вечер, сходите на любую постановку, если вдруг окажетесь в Новосибирске. В Красноярске покатаемся на пароходе по Енисею и отведаем сладкую летнюю клубнику. По дороге на станциях чего только не найдёшь, порой даже омуль! Но лучше дождёмся Байкала, там он настоящий и самый вкусный. Какое же наслаждение искупаться в самом глубоком озере на планете где-нибудь рядом с дремучими лесами вдали от цивилизации! Далее – Бурятия и Владивосток...

Вспомнил, что пишу не путеводитель по Сибири, а статью – сложно остановиться. Какая страна, такие и масштабы. Россия – бесконечное путешествие!

(Продолжение следует.)

Сергей Канчеров