28 марта
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Сектор Газа к 2020 году может стать «необитаемым анклавом»

Об этом в конце августа заявил помощник Генерального секретаря ООН по политическим вопросам Мирослав Йенча, выступая на заседании Совета Безопасности. Он осудил принятые Израильским парламентом поправки к закону об Иерусалиме, закрепляющие израильскую оккупацию Восточной части города. По его словам, гуманитарная ситуация в регионе ухудшилась и к 2020 году сектор Газа может стать «необитаемым анклавом».

 После образования Израиля в 1948 году и последовавшими в связи с этим военными конфликтами и столкновениями с соседними арабскими странами Иерусалим сначала оказался разделён на Западную часть, оккупированную израильскими войсками, и Восточную – занятую Иорданией. 23 января 1950 года Израиль объявил Иерусалим своей единой и неделимой столицей и создал государственные учреждения в западной части города, а после июньской войны 1967 года под фактический контроль израильтян перешли восточные кварталы Священного города.

 Совет Безопасности ОНН признал действия Израиля нарушающими международное право, назвал все шаги, направленные на изменение статуса города, недействительными, и призвал те государства, которые учредили дипломатические миссии в Иерусалиме, вывести их. По сей день ООН рассматривает Восточный Иерусалим как часть оккупированной палестинской территории, а выход из палестино-израильского кризиса видит в реализации принципа «Два государства для двух народов» – признании Государства Палестина со столицей в Восточном Иерусалиме и Государства Израиль со столицей в Западном Иерусалиме.

 Мировое сообщество в лице ведущих мировых держав, в том числе США, России и ЕС, неоднократно выражало свою поддержку данному принципу урегулирования палестино-израильского конфликта. Ситуация начала меняться с приходом к власти в США Дональда Трампа. Новый президент Америки дал понять, что не считает обязательным существование двух государств для израильско-палестинского урегулирования и рассматривает перенос американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим.

 Почувствовав новые веяния, премьерминистр Израиля Беньямин Нетаньяху назвал встречу министров иностранных дел 70 государств, подтвердивших в середине января в Париже приверженность принципу «Два государства для двух народов», «последним вздохом вчерашнего мира». По его словам, «завтрашний день будет совсем другим, и он уже близок».

 В начале февраля глава израильского правительства перешёл к делу и санкционировал строительство более 5000 новых домов на Западном берегу реки Иордан, а парламент Израиля принял закон, легализующий статус возведённых на этой территории  четырёх тысяч еврейских поселений, несмотря на протесты арабский стран, ЕС и ООН. До этого дня сам Тель-Авив признавал эти поселения незаконными. Москва восприняла данное решение Израиля с серьёзной обеспокоенностью.

 На официальном сайте МИДа России подчёркивается, что «оно, без сомнения, может иметь самые негативные последствия». У России есть своя позиция по вопросу палестино-израильского урегулирования, и эта позиция традиционна. Согласно ей, Восточный Иерусалим должен стать столицей Палестинского государства. Это проходит во всех заявлениях и во всех официальных документах, отмечает доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Ирина Звягельская.

 «В то же время мы прекрасно отдаём себе отчёт, что нынешнее израильское руководство не заинтересовано в урегулировании. И оно опасается, что если всё-таки под международным давлением его заставят сесть за стол переговоров, то оно хочет заранее зарезервировать за собой такую позицию для торга, при которой даже если оно и вынуждено будет пойти на какое-то отступление, оно всё равно сохранит очень сильные позиции. Это касается Иерусалима и строительства новых кварталов. Это общая политика израильского правительства, которое достаточно откровенно говорит, что оно не видит больших перспектив в урегулировании.

 И надо честно сказать, что мы сейчас тоже больших перспектив не видим, несмотря на позицию России, ООН и сейчас в связи с Трампом, который столько всего наговорил. Хотя он принял Махмуда Аббаса и вроде бы выразил желание как-то поспособствовать урегулированию», – подчёркивает эксперт. «Палестинская автономия в международном плане всё равно сейчас маргинализированна и отодвинута на второй план», – считает Звягельская. В то же время, по её мнению, никаких особых последствий от поправок, принимаемых Кнессетом, не будет, потому что их никто не признаёт.

 «Есть международная позиция по Иерусалиму, и мало ли что там какие поправки вносит израильское правительство. Они же в принципе считают, что Иерусалим – объединённый город – столица Израиля. Это же односторонние действия. Всё зависит от того, когда начнётся политический процесс урегулирования и каким он будет. А пока, конечно, они стараются максимально повысить ставки, но это не значит, что у международного сообщества или у России изменится позиция по Иерусалиму», – отмечает Звягельская.

 Израиль просто подгоняет под фактическое состояние дел законодательную базу, считает востоковед Вячеслав Матузов. «Конечно, это абсолютно неприемлемо для нас, для всего мирового сообщества, даже для США, которые являются реальным спонсором Израиля, и для арабского и исламского мира, потому что Восточный Иерусалим – это место, где находится третья святыня Ислама – мечеть Аль-Акса», – подчёркивает эксперт. По его мнению, это решение не имеет никаких перспектив для получения поддержки мирового сообщества. «Израиль демонстрирует непримиримость и своё нежелание идти по пути политического урегулирования, к которому его призывает мировое сообщество, в том числе и Россия. Да, Москва устами официальных лиц не так давно заявила о своей готовности признать за Израилем права на Западную часть Иерусалима.

 Если Израиль согласится с нашей концепцией, то тогда он должен ориентироваться только на Западный Иерусалим, а Восточный Иерусалим должен стать столицей Палестинского государства, за которое весь мир сейчас борется», – заявляет Матузов. Российская инициатива, по словам эксперта, не понравилась премьер-министру Израиля Беньямину Нетаньяху, который решил закрепить израильский контроль за всем Иерусалимом. «Это бесперспективное движение Израиля. Если они не найдут способ как-то отрегулировать свои отношения с исламским миром, и прежде всего с соседними арабскими странами, то этот регион будет сохранять высокий уровень напряжённости, в том числе военной.

 И Израилю как государству, окружённому со всех сторон арабскими странами, эта ситуация стратегически не выгодна», – считает востоковед. «Главный вопрос – это Аль-Акса: как Израиль будет относиться к мусульманам, к исламским святыням. В случае ущемления их прав палестинское население будет жёстко давать отпор. И не только население, но и администрация Палестинской национальной автономии во главе с Махмудом Аббасом», – отмечает Матузов. По его словам, Израиль не сможет без поддержки международных структур принимать какие-то реальные шаги к изменению статуса Иерусалима.

 «Надежда у Израиля остаётся только одна: на администрацию нового президента США Дональда Трампа, его дочь Иванку, которая приняла Иудаизм, и зятя Кушнера, которые могут начать менять позицию США в сторону склонения к большей поддержке решения израильского парламента. Здесь важна роль и арабских стран, прежде всего Саудовской Аравии, стран Залива, где, пока не отвергая возможности установления нормальных отношений с Израилем, чётко демонстрируют свою приверженность поддержки прав палестинцев и права всех мусульман на свою третью святыню после Мекки и Медины», – подчёркивает Матузов. По данным ООН, почти 70% населения сектора Газа (1,3 млн человек) нуждаются в гуманитарной помощи, сталкиваются с серьёзными проблемами при доступе к медицинскому обеспечению, 47% не хватает продовольствия, а потребность в питьевой воде удовлетворена всего на 5%.

 РОБЕРТ КУРБАНОВ